История американских легких крейсеров типа "Бруклин"/"Сент-Луис" достаточно интересна и не даром здесь, на этом канале мы посвятили несколько статей (шесть если быть точным). Однако рассказ об истории этой серии боевых кораблей был бы не полным если бы мы забыли еще про один боевой эпизод с участием кораблей. Так что наберитесь терпения и уделите немного своего внимания еще одним событиям, описываемых в данной статье.
Отгремела Вторая мировая война, началось послевоенное обустройство мира. Британия, а затем и США, наштамповавшие множество кораблей, основательно задумались и сделали вывод, что "океан не резиновый", и содержание такого количества судов которое у них имелось не выдержит никакая экономика. Надо их куда-то девать. Линкоры и прочие морские «мастодонты» были не по карману множеству стран, и их с "легкостью" пустили на слом или на консервацию, но легкие крейсера и прочие мелкие военные суда явно имели коммерческую ценность, особенно для ряда стран, возжелавших почувствовать себя морскими державами. Предприимчивые адмиралы начали "бойкую торговлю" списанными кораблями по сходной цене. В этой торговле поучаствовали и все уцелевшие "бруклины" - их очень быстро выставили на продажу, и вскоре были найдены покупатели на все из них.
Именно такая участь - "быть проданным в страну третьего мира" - была уготована и легкому крейсеру «Феникс». Построенный в 1938 году крейсер, уцелевший в Перл-Харборе, сопровождал конвои в австралийских водах и у берегов Новой Гвинеи, участвовал в сражениях в заливе Лейте и в проливе Суригато, с честью выдержал все перипетии войны, по ее окончании был выведен из состава ВМС США, а в 1951 году был продан Аргентине по сходной цене – 7,8 млн долларов. Так для старого крейсера началась новая жизнь, и, надо признать, достаточно активная.
17 октября 1951 года бывший USS CL-46 «Феникс» начал новую жизнь под аргентинским флагом и с новым именем – «Diecisiete de Octubre», то есть – «17 октября». Уже 5 декабря 1951 года крейсер прибыл в новый порт приписки Пуэрто-Бельграно и был включен в состав аргентинского флота с бортовым номером С-4. С начала 1952 года крейсер «17 октября» вступил в состав крейсерского подразделения и приступил к выполнению программ боевой подготовки и различных стрельб. В течение нескольких лет крейсер «катал» по Атлантике курсантов военно-морских училищ, которые с упоением палили из орудий, изучали лоцию и астролябию вдали от берегов любимой Патагонии.
Для справки: в аргентинском флоте "Фениксу" было не особо скучно, так как кроме него Аргентина в 1951 году купила еще один крейсер такого же типа - "Бойз", который в аргентинском флоте получил не менее экзотическое (для европейцев) наименование - «Нуэве де Хулио» или "9 июля".
Осенью 1955 года идиллия временно прекратилась – в Аргентине вспыхнула очередная революция, в которой флот (как часто бывает) сыграл важную роль. Крейсеру «17 октября», находящемуся в тот момент в заливе Нуэво, предстояло стать некой аргентинской «Авророй» (или все таки "Потемкиным"?). Экипаж крейсера поддержал восставших и вместе с другими кораблями флота открыл огонь по правительственным войскам.
18 сентября 1955 года «17 октября» уже находился в устье Ла-Платы, наведя жерла своих орудий на Буэнос-Айрес, где повстанцы, недвусмысленно кивая на крейсер, объясняли представителям правительства необходимость прислушаться к требованиям народа. Неизвестно, что подействовало больше, то ли красноречие повстанцев, то ли грозный вид крейсера, но уже 19 сентября глава правительства Перон скрылся в неизвестном направлении.
На следующий день в каюте командира «17 октября» стороны подписали двухстороннее соглашение. Революция в который раз победила, а крейсер снова переименовали, теперь он получил менее идеологизированное и более традиционное для Аргентины название – «Генерал Бельграно», в честь видного политического и военного деятеля XIX века. Именно под этим наименованием «Феникс» и вошел в историю.
С начала 1956 года «Генерал Бельграно» вернулся к привычному занятию – осуществлению периодических вояжей по Атлантике со стрельбой и лоциями. Судя по всему, эти круизы шли на пользу, так как экипаж крейсера регулярно брал призы за лучшую стрельбу. Как мы видим, и через 10 лет после войны артиллерия крейсера была в полном порядке.
Естественно, крейсер в походах не молодел, но правительство не забывало легендарный корабль, и крейсер регулярно посещал доки на очередной ремонт или модернизацию. Корабль получил новый РЛС общего обнаружения и навигационную РЛС, две четырехконтейнерные пусковые установки ЗРК «Си Кэт» производства Британии, а также два вертолета Bell-470.
Конечно, «Бельграно» был откровенно староват и неплохо смотрелся бы в музейной коллекции, но наличие брони и крупнокалиберной артиллерии делало его опасным противником. Возможно, так бы он и дослужил до списания «по выслуге лет», как большинство его систершипов в соседних Чили или Бразилии, но очередной политический переворот не дал ему такого шанса и возобновил давно тлеющий конфликт за Фолклендские острова.
Фолклендские (Мальвинские) острова представляют собой архипелаг, в который входят два крупных острова – Восточный Фолкленд (Соледад) и Западный Фолкленд (Гранд-Мальвин), а также 200 мелких островов и скал в юго-западной части Атлантического океана, примерно в 500 км от побережья Аргентины и на расстоянии 12 000 км от Англии (практически Порт-Артур для Японии и России).
В 1833 году архипелагом завладели англичане, и с тех пор Фолкленды являются спорной территорией между Великобританией и Аргентиной, каждая из которых доказывает свои права на острова, основываясь на приоритетах первооткрывателей этих земель. Любителям военно-морской истории эти острова хороши известны по легендарному бою между броненосными крейсерами адмирала Шпее и британскими линейными крейсерами адмирала Стэрди в 1914 году. Затем об островах на время "забыли", но интерес к ним резко усилился в конце 70-х годов прошлого века, когда обнаружилось, что континентальный шельф Фолклендов богат нефтью, и это резко изменило позицию стран.
Предыстория данного конфликта, подробное описание его завязки и хода не входят в задачу нашей статьи, но не потому что это не интересно, просто существует множество фактов и политических решений, которые не доступны широкой публике. И сама юридическая и историческая сторона проблемы требует более подробного изучения. Здесь и сейчас для нас главное, что две державы решили-таки в начале 80-х годов силой определить принадлежность спорных территорий.
С одной стороны, пришедшей к власти в Аргентине профашистской хунте генерала Л.Ф. Галтиери требовалось отвлечь внимание населения страны от экономических проблем на внешнеполитические, и «маленькая победоносная» война как раз могла решить эту задачу. Впрочем, а почему бы и нет, примеры ведь были. Так, в 1961 году войска молодой республики Индия оккупировали три небольшие португальские колонии – Гоа, Даман и Диу, а Индонезия «нахально» захватила Нидерландскую Новую Гвинею (Западный Ириан). И все это "прошло", создав прецедент.
Но, как оказалось, «маленькая победоносная война» оказалась нужна не только аргентинской хунте. «Чопорная» Великобритания также переживала в то время серьезные внутренние проблемы: шахтеры бастовали, консерваторы не могли смирится, что страной управляет женщина, ирландцы устраивали теракты, поэтому ее премьер-министр Маргарет Тэтчер не могла позволить, чтобы какая-то второразрядная страна отхватила кусок территории, да еще и перед выборами. «Железная леди» не колеблясь приказала отправить Королевский флот, чтобы наказать зарвавшегося агрессора и доказать миру, что Британия все еще является одной из сильнейших мировых держав и не собирается мириться с подобным хамством, а заодно и собственный рейтинг поднять.
В результате в начале апреля аргентинские вооруженные силы восстановили контроль над островами, и 3 апреля флаг Аргентины взвился над безжизненными скалами. Но в ответ Великобритания объявила мобилизацию, и уже 5 апреля первые корабли и атомные подводные лодки (АПЛ) Королевского флота направились к «оккупированным» территориям. 8 апреля правительство Тэтчер объявило о введении с 12 апреля 1982 года вокруг островов 200-мильной контрольной зоны (TEZ) (иногда встречается термин – «полная закрытая зона», ПЗЗ). Великобритания предупредила хунту, что любой аргентинский корабль в этом районе будет уничтожен, а 20 апреля в зоне конфликта появились первые британские корабли из метрополии в составе оперативного соединения адмирала Вудварта. И вскоре после появления этих кораблей последовали и конкретные действия.
Неожиданно 25 апреля английские подразделения морской пехоты при поддержке кораблей и вертолетов легко выбили аргентинцев с Южной Джорджии. А в бухте Грютвикен британские вертолеты устроили охоту за аргентинской подводной лодкой «Санта Фе», всадили в нее две ракеты AS-12 и сильно ее повредили, а чуть позже вернулись и заставили поврежденную «Санта Фе» выброситься на мель, где потом ее и захватили. О судьбе подводной лодки "Санта Фе" вы можете прочитать на нашем канале, например ЗДЕСЬ
В ответ на действия англичан Аргентина 25-27 апреля отправила к спорным островам три ударные группы. С севера продвигалась группа (ОГ.79.1) во главе с авианосцем «25 мая» («Бентисинко ди Майо», английской постройки) в сопровождении ракетных эсминцев типа «Сантиссима Тринидад» (тоже английской постройки), с юга подходила группа (ОГ.79.3), которую возглавлял крейсер «Генерал Бельграно» (бывший «Феникс»). Кроме флагмана в южный отряд входили два модернизированных эсминца – «Иполито Бушар» и «Педро Буэна» (американской постройки типа «Аллен М. Самнер»), вооруженные ракетами «Эксозет», с запада выдвинулись три корвета типа «Герико» французской постройки (ОГ.79.2), тоже с «Эксозетами».
29 апреля в зону конфликта "нагрянули" основные силы британского флота под командованием контр-адмирала Вудварда (оперативное соединение TG.319) и без лишних разговоров начали обстрелы и бомбежки аргентинских позиций на Фолклендах, в том числе с использованием стратегических бомбардировщиков «Вулкан».
Тем временем английские подводные лодки усиленно искали надводные силы аргентинцев. 30 апреля атомная подводная лодка «Конкерор» вела поиск противника южнее Фолклендских островов, обнаружив подозрительный аргентинский танкер, находящийся вблизи 200-мильной зоны.
Капитан субмарины Ч.Л. Рефорд-Браун занял выжидательную позицию и вскоре был вознагражден появлением крейсера «Генерал Бельграно» с эскортом из двух эсминцев. Кэптен Рефорд-Браун тут же телеграфировал вышестоящему начальству о противнике, а сам, пристроившись на глубине, следовал за ничего не подозревавшими аргентинцами, время от времени выходя на связь с командованием. До сих пор ведутся споры об обоснованности и правомерности атаки «Генерала Бельграно» английской подводной лодкой за пределами ПЗЗ, оппоненты предлагают различные версии и причины, однако факт остается фактом – торпедный удар был нанесен, и для англичан он был крайне необходим. Авансцена для драмы была готова, участники собраны ....
Окончание следует.
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. –2002. – 403 с.; • N.Friedman U.S. Cruisers: An Illustrated Design History. Annapolis: Naval Institute Press, 1984.- p.496; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. –
М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Дашьян, А.В. С.В, Корабли Второй мировой
войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 1 (58) – 2004. – 32 с.; Доценко, В. Флоты в локальных конфликтах второй половины ХХ века. - М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2001. – 512 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия /С.В.Патянин,
А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.; Патянин, С.В. Крейсера типа «Бруклин»/ С.В.Патянин, М.Ю.Токарев //Морская кампания, № 9 (октябрь) – 2007. – 64 с.; Патянин, С.В. Самые скорострельные крейсера. От Перл-Харбора до Фолклендов / С.В.Патянин, М.Ю.Токарев.- М.: Яуза: ЭКСМО, 2011.- 112 с. – (Война на море); Соломонов, П.В. Корабли Фолклендской войны. Флоты Великобритании и аргентины: справочник / П.В. Соломонов, Б.В. Соломонов, А.Е.Волкова// Морская коллекция, № 2 (92) –
2007. – 32 с.; Хастингс, Макс. Битва за Фолкленды /Макс Хастингс, Саймон Дженкинс. – Москва: Эксмо, 2014. – 704 с.; Материалы с интернет-ресурсов