Фрагменты из разных интервью с петербургским кинодрессировщиком Андреем Шишкиным:
Одни из самых востребованных актеров в последнее время — это крысы. Вспомните распространенную сцену — крысы в большом количестве бегут куда-то по заданной траектории. Так вот, чтобы попасть в число тех счастливчиков, которые появятся на экране, грызунам приходится пройти жесткий кастинг!
— Для начала мы отбираем особей двадцать, — рассказывает Андрей, — и пускаем их, ну скажем, по коридору. Пока они бегут, мы наблюдаем.
Тех крыс, которые кусаются, сбиваются с пути, бегут слишком быстро или слишком медленно по сравнению с основным потоком, убирают. А на их место ставят других — и так, пока не получится идеально бегущая стайка крыс.
— Легче выбрать животное по рабочим качествам, а потом покрасить, только осторожно, потому что глазки, ушки, — раскрывает он технологию. — В прошлом году мы, например, красили крыс для сериала «Цыплёнок жареный». Сначала обесцветили их, как в парикмахерской. Дело в том, что дикая крыса не монохромна, у нее подшерсток другого цвета. Нижний слой мы делаем обычными красками для волос, а потом важно подкрасить сверху сухими красками. Чтобы крыса не выглядела как крашеная шуба.
Крашеные крысы под руководством Шишкина снимались в фильмах «Сонька Золотая Ручка» и «Перм и шпагой». В обоих случаях — в тюрьме.
— Крысы, когда их много, кусаются, — рассказывает он. — На «Соньке» мы предупреждали актера, чтоб не лез к ним, он не слушал, его укусили. Он был страшно доволен.
Про крыс все думают, что их только пусти на площадку — разбегутся. Если съемки проходят в музее или в квартире, там как-то особенно болезненно к этому относятся.
— Ничего подобного, никуда они не бегут, — заступается за крыс Андрей. — Они начинают поэтапно обследовать территорию. Привыкнут к одному куску — пойдут к другому. Если крысу выпустить слишком рано, она обследует и уйдет. Нужно выпускать непосредственно перед съемкой. К третьему дублю они, как правило, уже находят место, где прятаться. Если режиссера не устраивает траектория, по которой начинает двигаться крыса, ее нужно переносить в другую точку или брать другую крысу. Чтобы снять одну, берем пять-десять.
Кто действительно норовит стрекануть раньше времени — это мыши. Чтобы в сериале «Расписание судеб» они бегали в рамках художественного замысла, Андрей придумал конструкцию из двух стаканов.
— Кадр должен начинаться между стаканами, — объясняет он. — Убираю один стакан и дую через трубку на мышь. Задаю ей направление. Мыши это не нравится, потому что против шерсти. Она бежит.
вопросы задавала И. Тумакова