Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Двойной обгон" (СССР, 1984), "Риск" (СССР, 1971) и "Мамлюк" (СССР, 1959): приключения на экране

Мамлюк. СССР, 1959. Режиссер и сценарист Давид Рондели (по мотивам повести Уиарго (К. Татаришвили) "Мамлюк"). Актеры: Дато Данелия, Отар Коберидзе, В. Джоджуа, Манана Лондаридзе, Акакий Хорава, Лия Элиава и др. 27,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Эту драматическую историю двух грузинских мальчиков, проданных в рабство, поставил режиссер Давид Рондели (1904–1976). Всего на его счету 14 полнометражных игровых фильма, из них «Мамлюку» и «Девушке из камеры № 24» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Зрители XXI века вспоминают этот фильм редко, хотя у него есть свои почитатели: «Обожаю этот фильм, эпический размах, великолепные работы, красивые актеры» (И. Перепелица) и противники («Фильм показался скучным, да к тому же, его создателям, по видимому, просто не хватило опыта постановки батальных сцен» (Вихрь).

Киновед Александр Федоров

-2

Риск. СССР, 1971. Режиссер Василий Паскару. Сценаристы: Прасковья Дидык, Эдуард Володарский, Никита Михалков (сиквел фильма "Марианна" (1967) по повести П. Дидык "В тылу врага"). Актеры: Наталья Зорина, Леонхард Мерзин, Николай Бурляев, Улдис Пуцитис, Вацлав Дворжецкий, Ольгерт Кродерс и др. 27,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Василий Паскару (1937–2004) поставил 15 полнометражных игровых фильма, из которых два остросюжетных – «Марианна» и «Риск» – вошли в тысячу самых кассовых советских лент.

«Марианна» (1967) собрала почти 30 млн. зрителей, «Риск» (1971), где советские разведчики в годы войны снова сражаются с оккупантами – немногим меньше, 27 млн..

В свое время «Риск» очень нравился подросткам, сегодня этот фильм вспоминают редко, хотя, на мой взгляд, он сделан отнюдь не хуже иных лент о разведчиках и шпионов тех лет… В принципе именно такую – сдержанно положительную оценку он и получил в книге Ивана Иорданова о молдавском кино (Иорданов, 1978).

Киновед Александр Федоров

-3

Двойной обгон. СССР, 1984.Режиссер Александр Гордон. Сценарист Николай Иванов. Актеры: Борис Химичев, Вадим Михеенко, Юрий Назаров, Витаутас Томкус, Николай Прокопович, Виктор Фокин, Екатерина Тарковская, Наталья Гущина, Георгий Мартиросьян и др. 26,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Гордон (1931-2020) поставил девять полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Сергей Лазо», «Сватка в пурге», «Двойной обгон» и «Выкуп») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Советские кинокритики отнеслись к «Двойному обгону» неплохо.

К примеру, в рецензии, опубликованной в журнале «Советский экран», подчеркивалось, что «законы приключенческого жанра соблюдены здесь на редкость пунктуально. … сцены погони сняты и смонтированы безупречно. … Кое–где дают о себе знать и психологическая приблизительность, и нечеткость, и обидная скороговорка» (Светов, 1984: 10).

Так или иначе, пользуясь отсутствием конкуренции со стороны западных триллеров и боевиков, Александр Гордон в 1970–х – 1980–х годах собрал неплохой урожай зрительских симпатий, однако уже на старте 1990–х он почувствовал бесперспективность продолжения такого рода жанровых экспериментов в новых политических и экономических условиях и навсегда ушел из игрового кино…

Мнения нынешних зрителей о «Двойном обгоне» сегодня сильно разнятся:

«Фильм, который сделал режиссера Александра Гордона популярным. Я не упускаю ни одной возможности посмотреть его. … Это – лучший боевик со всеми атрибутами жанра (погони, стрельба). Квинтэссенция этого фильма, как и любого боевика – зло должно быть наказано, смелость и мужество всегда сильнее жадности, цинизма и корыстолюбия» (С. Завьялов).

«Фильм отличный для 80–х годов. Это сейчас сюжет кажется обычным, но тогда "Двойной обгон" смотрелся захватывающе. … И не надо слишком строго критиковать фильм, киноляпы можно найти практически в любых фильмах, которые иной раз и смотреть не хочется. Понравились автотрюки и работа каскадеров, своеобразная реклама грузовиков "МАЗ". В целом фильм заслуживает внимания и хорошего отношения, смотрится с удовольствием и в наши дни!» (Немо).

«Довольно нехилый такой отечественный боевичок. В год выхода на экраны он, наверно, смотрелся ещё круче. Впрочем, и здесь есть какие–то несуразные моменты. Вот как, КАК милиция смогла настолько быстро найти того, кто дал бандитам машину с липовыми номерами?! Почему бандиты при захвате автофургона попросту не убили дальнобойщиков?! Как–никак, свидетели... И что бы бандиты с ними сделали, если бы злосчастный груз всё–таки добрался до мафиози?! Но это ещё ничего по сравнению с любовной линией, которая в фильме совсем неуместна, и которая граничит с маразмом» (Каратон).

«Поражает количество зрителей в кинопрокате – более 26 млн.. Каким же неизбалованным тогда был советский зритель! Фильм–то уж слишком незатейлив. В нем нет даже малейшего художественного наполнения, того, что придает фильмам долгую жизнь и любовь зрителей. Хотя, по сравнению с тем киномусором, что начнут снимать спустя всего несколько лет и который пойдет потоком, то фильм не так уж и плох» (Александр).

Киновед Александр Федоров