Найти тему
22K подписчиков

Горячий шоколад и бренность бытия: два испанских натюрморта в деталях

507 прочитали

Публика редко обращается к натюрморту в поисках любопытных деталей и потаенных смыслов. Правдоподобно изобразить кувшины, цветы и фрукты — что еще нужно автору? Главное — красиво. Долгое время натюрморт даже считался низшим жанром в сравнении с живописью на исторические, религиозные и мифологические сюжеты. Вместе с командой «ВТБ — России» разрушим миф о заурядности натюрморта на примере двух полотен художника Антонио Переды, которые сейчас представлены на выставке «Испанская коллекция» в Пушкинском музее.

Картины оказались в разных музеях, а воссоединились почти 100 лет спустя

Натюрморты Антонио Переды на выставке «Испанская коллекция» в ГМИИ им. А. С. Пушкина © Пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина
Натюрморты Антонио Переды на выставке «Испанская коллекция» в ГМИИ им. А. С. Пушкина © Пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина

Еще при жизни Антонио Переды его полотна вошли в лучшие живописные коллекции Испании. После вторжения на Пиренеи в начале 19 века наполеоновская армия вывезла испанские художественные собрания во Францию. Во время перемещений произведения расходились по частным коллекциям. Так, банкир Уильям Кузвельт смог собрать 84 картины Золотого века испанской живописи, среди которых оказалось два натюрморта Переды. В 1814 году коллекцию Кузвельта выкупил российский император Александр I.

Испанская коллекция, приобретенная Александром I, находилась в Эрмитаже до начала 1930-х годов. Тогда советская власть решила «навести порядок» в фондах музея: часть эрмитажной коллекции была отправлена в Москву и другие центры советских республик. Испанская коллекция снова рассеялась по разным собраниям. Два натюрморта Переды оказались в разных советских столицах: «Натюрморт с часами» — в Москве, в Пушкинском музее, а «Натюрморт с поставцом» остался в Эрмитаже, в Ленинграде.

Временно воссоединить пару натюрмортов получилось только в 2023 году — на выставке «Испанская коллекция», которая открылась в ноябре в Пушкинском музее.

Натюрморты, которые провоцируют аппетит и мысли о вечном

Антонио Переда. «Натюрморт с поставцом», 1652 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Государственный Эрмитаж
Антонио Переда. «Натюрморт с поставцом», 1652 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Государственный Эрмитаж

На выставке у натюрмортов Переды всегда есть зрители. Картины привлекают торжественными оттенками красного и золотого, обилием изображенных предметов. Но о чем они?

«Натюрморт с поставцом» — ода горячему шоколаду. Здесь все, что нужно для правильного его приготовления и употребления: кувшины, чашки разных размеров (некоторые из них с мексиканскими рисунками), венчик для взбивания напитка, специальная ложка для размешивания шоколада в чашке и печенье, которое можно макать в готовый шоколад.

С поставца (маленького настольного шкафчика) свисает небольшая пестрая салфетка: это специальная ткань для промакивания губ во время питья шоколада, завезенная в Испанию из Гватемалы. А вот что лежит у края стола справа — предмет спора. Одни считают, что это кусок сахара, а другие — что это сыр: традиция запивать сыр горячим шоколадом существует до сих пор.

Антонио Переда. «Натюрморт с часами», 1652 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва © Пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина
Антонио Переда. «Натюрморт с часами», 1652 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва © Пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина

В «Натюрморте с часами» идея автора уходит далеко за пределы испанской кухни. Здесь перед нами аллегория человеческой жизни. Часы в центре напоминают о скоротечности земного бытия, стеклянный сосуд — о хрупкости жизни. Грецкий орех — символ жизни, а расколотый надвое — смерти. Даже ракушки нужны здесь не только для красоты: они символизируют телесную оболочку, которая остается после того, как душа покидает человеческое тело.

Современникам Переды все детали были понятны, а нам нужны подсказки

За некоторыми предметами, изображенными на натюрмортах Переды, скрывается смысл, который легко считывался зрителями в момент создания картин, но ускользает от нас.

Так, яркие красные сосуды, выполненные из особой глины, обладали, по мнению европейцев 17 века, целебными свойствами: сохраняли свежесть воды и улучшали ее вкус. Некоторые в погоне за крепким здоровьем даже употребляли кусочки красноглиняной керамики внутрь — просто откусывали их от сосудов. Воду из похожего красного кувшинчика предлагают инфанте Маргарите на картине «Менины» Веласкеса: наследнице королевской семьи полагалось все самое полезное.

Диего Веласкес. «Менины» (фрагмент), 1656 год, Музей Прадо, Мадрид © Public domain
Диего Веласкес. «Менины» (фрагмент), 1656 год, Музей Прадо, Мадрид © Public domain

Пояснения требуют и часы с натюрморта. Они отличаются от современных: на них только одна стрелка. Главная задача таких часов — обозначить час дня, секунды и минуты для этого не нужны. Дольше всего однострелочники сохранялись на башенных часах. Время на них определяли с дальнего расстояния, поэтому минутная стрелка могла только смутить прохожих.

Художник беззастенчиво хвастает мастерством

Художники испанского барокко намеренно использовали сложные формы, текстуры и материалы. Реалистично изобразить их мог не каждый, для этого нужны особые приемы: так цена художнику понятна без лишних слов.

Порой виртуозность мастера не сразу бросается в глаза. Например, в «Натюрморте с поставцом» Переда изображает предметы со сколами — чашку на серебряной тарелке и кувшин справа от поставца. Это позволило художнику передать толщину материала, из которого выполнены предметы. Благодаря сколам понятно, что чашка — тонкая работа, может быть, это даже настоящий китайский фарфор. Белый расписной сосуд выглядит на его фоне грубее.

С целью показать виртуозную работу со сложными текстурами Переда пишет стеклянные сосуды. В «Натюрморте с часами» три предмета выполнены из стекла, но выглядят они все по-разному: художник сопоставляет материалы разного качества, экспериментирует со светом и тенью. А в «Натюрморте с поставцом» внимание захватывает пузатая банка с водой: художник, играя отражениями, сумел передать не только прозрачность стекла и воды, но и объем сосуда.

На организованной при поддержке банка ВТБ выставке «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» представлено еще больше шедевров, наполненных интересными деталями и глубоким содержанием. Полотна Эль Греко, Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и других мастеров поданы в экспозиции так, чтобы продемонстрировать эволюцию испанской живописи: от маньеризма до импрессионизма. Познакомиться с полотнами можно в ГМИИ имени А. С. Пушкина до 4 февраля 2024 года. А узнать больше о проекте — из рецензии на выставку.