В Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева хранится исполненный акварелью по слоновой кости «портрет неизвестного» неизвестной датировки.
Портретируемый явно относится к высшим слоям чиновничьей структуры Российской империи. Он награжден высокими, престижными наградами – орденом Св. Александра Невского, 2-ой степенью ордена Св. Владимира и орденом Св. Анны, видимо, еще формально голштинским, до включения его в российскую наградную систему и разделения на степени.
А вот мундир, в который облачен персонаж, мне точно никак определить не удавалось. В конце екатерининского царствования светло-синие мундиры были установлены в качестве губернских для губерний «Северной полосы». На мундирах некоторых из этих губерний, например, Санкт-Петербургской, отделка была черной, как и на портрете. Однако при Павле все губернские мундиры стали злеными. А стоячий воротник мундира на портрете вкупе с прической, еще пудреной, но без буклей, как будто, указывал на соответствие облика портретируемого первым годам правления Александра I.
В 1804 г. синие мундиры с черной отделкой и золотыми пуговицами были установлены для чинов Горного ведомства. Однако черные воротник и обшлага у горных чинов имели красные выпушки, которые на портрете отсутствуют.
В общем, не сумев однозначно идентифицировать мундир, я решил попробовать определить личность персонажа через награды. Перечень награжденных орденом Св. Александра Невского выложен в Википедии в удобном хронологическом порядке.
И никого подходящего – чтобы прямо воскликнуть: «О, вот же он!» - не нашлось. Некоторое время в качестве возможного «кандидата» я рассматривал Алексея Ивановича Корсакова. Генерал от артиллерии А.И. Корсаков (1751-1821) по наградам по состоянию на первые годы правления Алекcандра I, вроде бы, совпадал с портретируемым. В 1803-07 гг. он был президентом Берг-коллегии, последним руководителем этого вскоре упраздненного органа управления горным ведомством. Соответственно, имел право носить упомянутый выше синий мундир с черной отделкой и красной выпушкой по краю воротник и на обшлагах. А то, что на портрете выпушки нет… что ж, возможно, ошибка художника?
Однако ощущения «облегчения», удовлетворения от найденной разгадки не было. Уж слишком много аргументов против – выпушки нет, физиономически, как будто, тоже не слишком похож на персонажа иркутского портрета….
Через некоторое время я снова в некоторой прострации просматривал перечень награжденных орденом Св. Александра Невского и на одном из портретов кавалеров этой награды мой взгляд задержался, обнаружив знакомые черты.
Дмитрий Прокофьевич Трощинский (1749-1829) – выходец из малороссийского шляхетства, (далее данные о карьере взяты отсюда - http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/troshinsky.php) окончил курс Киевской духовной академии, статс-секретарь и любимец Екатерины Великой, старший кабинет-секретарь (1793-98), член Государственного совета (1801-06 и 1814-17), сенатор (1798-1800 и 1800-06), президент Главного почтового правления (1802-06), министр Двора и уделов (1802-06), министр юстиции (30.8.14-25.8.17), вышел в отставку с пенсией в 10 тысяч рублей (25.8.1817), губернский маршал/предводитель дворянства Полтавский губернии (1811-14).
По наградам по состоянию на начало царствования Александра IТрощинский совпадает с персонажем «иркутского» портрета. Но, если на портрете изображен именно он, то какому ведомству/службе может принадлежать его мундир?
Представляется, что почтовому. Как было указано выше, в 1802-06 гг. Трощинский занимал пост главы Главного почтового правления (в другой версии его биографии, находящейся по той же приведенной выше ссылке, говорится, что начальником Почтового департамента Трощинкий служил в 1796-99 гг., но либо это ошибка, либо он дважды в разное время занимал похожую должность). Для чиновников Почтового ведомства еще в 1780-х гг. были установлены мундиры с черной отделкой и золотыми пуговицами. То есть как на портрете. Правда, мундиры эти были зелеными, а вовсе не синими, как на портрете. Но, видимо, это как раз тот, неоднократно обсуждавшийся в комментариях на данном канале случай, когда изначальный цвет красок изменился со временем.
Вот достоверный портрет Д.П. Трощинского в темно-зеленом мундире почтового ведомства
Я убежден, что это то же лицо.
А вот таким Д.П. Трощинский стал позднее
Итак, я почти уверен, что на «портрете неизвестного» из Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева изображен Дмитрий Прокофьевич Трощинский в мундире главы Почтового ведомства. Портрет исполнен в первые годы царствования Александра I, не позднее 1806 г.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.