Привет, дорогие читатели моего блога! Сегодня я хочу поделиться с вами одним из самых значимых произведений русской литературы - поэмой Николая Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Эта поэма - не просто литературное произведение, а настоящее зеркало эпохи, отражающее социальные и духовные поиски русского народа во времена крупнейших исторических изменений.
История создания этой поэмы уникальна: Некрасов работал над ней более 15 лет (с 1863 по 1877 год), и она стала своеобразным откликом на отмену крепостного права в 1861 году. Поэма наполнена размышлениями о судьбе России, о месте простого человека в мире перемен и о вечных ценностях.
Я решил поделиться этим произведением, потому что оно по-прежнему актуально и заставляет задуматься о важных жизненных вопросах. "Кому на Руси жить хорошо" несёт в себе глубокий философский смысл и открывает многоуровневое понимание русской души и истории.
Если у вас нет возможности прочитать поэму полностью, я предлагаю ознакомиться с кратким содержанием по главам. Оно поможет вам уловить основную суть произведения и его ключевые моменты.
История создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
Николай Алексеевич Некрасов, приступил к работе над своей поэмой "Кому на Руси жить хорошо" примерно в 1863 году. Создание первой части заняло у Некрасова около двух лет, и, предположительно, она была завершена в 1865 году.
Первое публичное знакомство читателей с поэмой произошло в 1866 году, когда в журнале "Современник" был напечатан пролог. В те времена творчество Некрасова подвергалось цензурным гонениям, что существенно затрудняло процесс работы над продолжением поэмы. По этой причине к написанию следующих частей поэт смог вернуться лишь в 1870-х годах.
За время своей работы Некрасов успел написать и опубликовать четыре части поэмы: "Последыш" в 1872 году, "Крестьянка" в 1873 году и "Пир - на весь мир" в 1876 году. По замыслу Некрасова, поэма должна была состоять из 7 или 8 частей, но из-за ухудшения здоровья поэт не смог завершить работу над оставшимися частями. Несмотря на своё недомогание, Некрасов перед смертью переписал финал четвертой части, придав ей определенную завершённость. переживания разных слоев русского общества того времени, особенно акцентируя внимание на тяжелой доле крестьянства. Сегодня "Кому на Руси жить хорошо" является не только выдающимся литературным творением, но и важным историческим документом, позволяющим глубже понять социальные процессы той эпохи.
Герои поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Главные герой
- Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом, Пров — семеро крестьян, каждый из которых представляет разные типы русских крестьян. Они объединены общей целью — найти счастливого человека на Руси, что приводит их в ряд путешествий и встреч с различными людьми.
Другие персонажи:
- Ермил Гирин — бурмистр, первый встреченный "кандидат" на звание счастливца. Он уважаемый среди крестьян за свою честность и справедливость, хотя сам не считает себя счастливым.
- Матрёна Корчагина (Губернаторша) — крестьянка, известная в своей деревне как "счастливица". Она пережила много трагических событий в жизни, но сохраняет силу духа и стойкость.
- Савелий — дед мужа Матрены Корчагиной, столетний старец, переживший много лет и событий, включая каторгу за убийство.
- Князь Утятин (Последыш) — старый помещик, самодур. Его семья и крестьяне скрывают от него факт отмены крепостного права, что создаёт в произведении сюжетную линию об иллюзии и реальности.
- Влас — крестьянин и бурмистр деревни, принадлежавшей ранее Утятину. Он представляет собой типичного представителя крестьянства, сталкивающегося с новыми социальными реалиями.
- Гриша Добросклонов — семинарист, сын дьяка, мечтающий об освобождении русского народа. Его образ основан на реальной личности Николая Добролюбова, революционного демократа.
Эти персонажи представляют различные слои русского общества того времени и помогают читателю глубже понять социальные проблемы, с которыми сталкивалась Россия в период написания произведения.
Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - осталась незавершённой из-за тяжёлой болезни автора. После его смерти друзья поэта взялись за непростую задачу - организацию и компоновку имеющихся глав поэмы. Они расположили их в такой последовательности, которая, по их мнению, наиболее точно передавала замысел Некрасова.
1 Первая часть
Пролог
На "столбовой дорожке" семеро крестьян: Роман, Демьян, Лука, братья Губины (Иван и Митродор), старик Пахом и Пров, встречаются и спорят о том, кому на Руси живётся лучше всего. Уезд, из которого они происходят, называется Терпигоревым, а деревни, откуда они пришли, имеют символические названия, отражающие их жизненные условия: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко. Эти названия являются примером использования Некрасовым "говорящих" названий, которые передают характер каждой деревни.
Спор мужиков символизирует разнообразие взглядов на счастье и благополучие в русском обществе. Каждый из них утверждает, что счастье зависит от социального статуса: один считает, что лучше всего живётся помещику, другой - чиновнику, третий - попу, а другие упоминают купцов, бояр и даже царя. Этот спор отражает глубокое неравенство и социальные противоречия того времени.
По мере обострения спора мужики забывают о своих первоначальных делах и продолжают свой путь в никуда. Наступает ночь, и они решают отдохнуть, но их разговор перерастает в драку. Этот момент символизирует беспорядок и разочарование в их жизни. В ходе драки возникает шум, который беспокоит всё живое в лесу: от кукушки до лисы.
Во время ссоры из гнезда падает птенец пеночки, и это привлекает внимание мужиков. Пахом высказывает мысль о том, что, если бы у него были крылья, он бы облетел всю Русь, чтобы узнать, кому на ней живётся лучше. Другие мужики соглашаются и ногами обойти всю Россию, но для этого им надо хлеба и водки.
Появляется пеночка, которая просит отпустить её птенчика. В обмен она предлагает мужикам волшебную скатерть-самобранку, способную удовлетворять их желания. Это волшебство даёт мужикам возможность отправиться в путешествие по Руси. Пеночка также зачаровывает их одежду, чтобы она не изнашивалась, и предупреждает о последствиях чрезмерного употребления водки, больше ведра в день просить нельзя.
Крестьяне находят в лесу обещанную скатерть-самобранку и устраивают пир, дав зарок не возвращаться домой, пока не узнают, кому на Руси живётся счастливо и вольготно. Так начинается их путешествие, полное приключений и открытий.
Глава 1. Поп
В первой главе поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" мы видим, как группа мужиков продолжает своё путешествие в поисках счастья. Дорога, окаймлённая берёзами, символизирует типичный русский пейзаж и одновременно путь в неизвестность. Встреченные ими люди - простые крестьяне, мастеровые, нищие и солдаты - не вызывают у них интереса в контексте их поиска счастья, так как очевидно, что эти люди не могут быть счастливыми в своём бедственном положении.
Когда мужики встречают попа, они немедленно преграждают ему дорогу и кланяются, что показывает уважение к его статусу. Лука задаёт священнику прямой вопрос о том, сладка ли жизнь поповская. Поп, в своём ответе, задумывается о сущности счастья и рассказывает о своей жизни, пытаясь объяснить мужикам, что его жизнь не так уж и прекрасна.
Поп утверждает, что счастье заключается в "покое, богатстве, чести". Он подчёркивает тяжесть своего служения, постоянные беды и страдания, с которыми он сталкивается: плач сирот, крики вдов, стоны умирающих. Всё это лишает его душевного покоя.
Что касается почёта, то поп становится объектом насмешек и непристойных анекдотов, что умаляет его достоинство и приводит к моральным страданиям. Его семья также не остаётся в стороне от общественного порицания.
В плане богатства поп указывает на изменения в обществе: помещики, которые раньше были основным источником его дохода, теперь рассеяны по всей стране и за рубежом. Таким образом, доходы священника значительно уменьшились, и он вынужден довольствоваться малым.
Завершив свою речь, поп уезжает, оставляя мужиков в раздумьях. Они обвиняют Луку в недальновидности, так как он не смог увидеть истинную сущность поповской жизни.
Глава 2. Сельская ярмонка
Во второй главе мужики, продолжая своё путешествие в поисках счастья, проходят через пустые деревни. Пустота этих деревень подчёркивает тяжёлые условия жизни крестьян и их стремление найти хоть какую-то радость или отдых вне своих обыденных забот. Встретив седого старика, мужики узнают, что все жители ушли на ярмарку в село Кузьминское, и решают последовать за ними.
Кузьминское описывается как богатое, но грязное село с двумя церквями, закрытым училищем, гостиницей и фельдшером. На ярмарке много кабаков, что говорит о распространённости пьянства и жажде развлечений среди народа. Взгляд автора на ярмарку остро критичен: в ней преобладает атмосфера обмана, пьянства и нищеты.
Сцена с дедом Вавилой, который пропил деньги и не может купить башмачки внучке, подчёркивает социальные проблемы и безысходность простого народа. Веретенников, покупающий башмачки внучке, выступает как образ временной доброты в мире жестокости и равнодушия.
Торговля на ярмарке и востребованность низкопробных книг и портретов генералов иллюстрирует низкий культурный уровень населения. Но автор выражает надежду на то, что придёт время, когда книги Белинского и Гоголя будут пользоваться спросом среди крестьян.
Ярмарка завершается всеобщим пьянством, создавая образ общественного разложения и морального упадка. Возвращение мужиков из села символизирует их разочарование в поисках счастливого человека и понимание того, что настоящее счастье не найдёшь на ярмарке.
Глава 3. Пьяная ночь
Третья глава поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" погружает нас в атмосферу "пьяной ночи". Мужики, продолжая своё путешествие, идут по дороге, наполненной голосами и звуками. Вокруг них разворачивается живая картина ночной жизни простого народа. Звучат обрывки разговоров о чиновниках и взятках, отражающих коррупцию и бюрократию в тогдашнем обществе.
Интересный момент происходит, когда один пьяный мужчина закапывает свою одежду в землю, говоря, что он "хоронит матушку". Это символизирует отчаяние и бессилие перед лицом жизненных трудностей.
Мужики встречают Павла Веретенникова, который беседует с крестьянами, записывая их песни и поговорки. Веретенников выступает в роли наблюдателя, фиксирующего жизнь простого народа, его культуру и традиции. Однако он упрекает крестьян в чрезмерном употреблении алкоголя, что вызывает споры. Крестьяне утверждают, что пьют они в основном от горя, и это не должно вызывать осуждения или зависти.
Одна из ключевых фигур этой главы - Яким Нагой, чья история также записывается Веретенниковым. Рассказ Якима о собственной жизни, пожаре в его избе, спасении лубочных картинок вместо денег, и последующей потере сбережений подчёркивает иррациональность и трагичность его судьбы.
В этой главе Некрасов поднимает вопросы жизненных приоритетов, смысла счастья и отношения к жизненным трудностям. Картина пьяной ночи служит своего рода метафорой общественного разложения и морального кризиса, испытываемого крестьянством.
В конце главы мужики делают перерыв, чтобы подкрепиться. Роман остаётся у ведра водки, чтобы следить за ним, в то время как остальные снова вливаются в толпу, продолжая поиски счастливого человека. Этот момент подчёркивает их упорство и надежду на то, что их миссия будет успешной, несмотря на все трудности и препятствия.
Глава 4. Счастливые
В четвёртой главе мужики продолжают свои поиски счастливого человека. Они предлагают угостить водкой того, кто сможет убедительно рассказать о своём счастье. Этот момент подчёркивает их искреннее стремление найти хотя бы одного действительно счастливого человека на Руси.
Первым приходит дьячок, чьё счастье, по его словам, заключается в "благодушестве" и в "косушечке" водки, которую ему нальют мужики. Однако дьячок быстро уходит, так как его представление о счастье кажется мужикам недостаточно убедительным.
Следующая старуха говорит о своём урожае репы, что символизирует скромные желания и радости простого народа. Солдат с медалями рассказывает о своём счастье в том, что он остался жив, несмотря на все трудности службы. Его история отражает горькую реальность военной службы и ценность жизни в трудные времена.
Камнетёс, крестьянин, надорвавшийся на службе, и дворовой человек с подагрой также выступают с рассказами о своих "счастьях". Их истории подчёркивают тяжёлую долю низших слоёв общества и их незначительные радости.
Крестьянин из Белоруссии радуется тому, что может есть ржаной хлеб, а охотник счастлив, что выжил в схватке с медведем. Нищие же счастливы, что есть подаяние. Все эти истории показывают, насколько низко лежит планка счастья у простых людей и как мало нужно для их удовлетворения.
Вор, пойманный и наказанный за кражу, оказывается тем же дворовым, который ранее хвастался своей близостью к князю. Этот момент иллюстрирует падение человека из высокого положения в нищету и унижение.
В конце главы священник упоминает о Ермиле Гирине, олицетворяющем образ простого мужика, заслужившего любовь народа. Его история о выкупе мельницы и возврате денег народу показывает его честность и доверие народа к нему. Однако последнее замечание священника о том, что Ермила сидит в остроге, добавляет трагизма и показывает, как даже самые добрые и честные люди могут столкнуться с несправедливостью.
2 Вторая часть: Последыш
На следующий день после их посещения сельской ярмарки, странники прибывают на берег Волги, где они наблюдают огромный сенокосный луг. Здесь они вступают в разговор с местными жителями, и вскоре становятся свидетелями прибытия дворянской семьи на лодочках. Среди них старый помещик - князь Утятин, прозванный крестьянами Последышем.
Утятин, узнав об отмене крепостного права, получил удар и "задурил". Его сыновья убедили крестьян притворяться, что крепостное право не отменено, обещав взамен деревне пойменные луга после смерти князя. Эта история отражает иронию и трагедию обмана, который крестьяне вынуждены поддерживать ради обещания земли.
Ипат, дворовой князя, выражает удовлетворение этой ситуацией, говоря о своей преданности помещикам. В то же время Агап Петров не может смириться с тем, что и после отмены крепостного права кто-то продолжает им командовать. Его прямолинейность и непокорность приводят к конфликту с князем, который в результате удара велит его высечь. Крестьяне, чтобы не раскрыть обман, ставят перед Агапом вино и приказывают кричать, имитируя порку. Агап умирает той же ночью, не вынеся унижения.
Сцена пира Последыша и его последующая смерть в лодке под песни символизируют конец эпохи крепостного права и его абсурдность. Однако деревне Вахлаки так и не отдают обещанные луга.
Этот эпизод показывает, как иллюзии и ложь, созданные власть имущими, влияют на жизнь простого народа, лишая его правды и справедливости. Смерть Последыша в лодке, во время сна, становится символом ухода старого мира и его порядков.
В целом, эта часть поэмы является яркой иллюстрацией проблем эпохи перехода от крепостного права к новым социальным реалиям. Она показывает, как сложно было народу принять и адаптироваться к новым условиям, и как глубоко укоренились старые представления и порядки.
3 Часть: Крестьянка
В третьей части поэмы мужики решают, что пора искать счастье не только среди мужчин, но и среди женщин. Они отправляются к Матрене Тимофеевне Корчагиной, известной как губернаторша, которая, несмотря на свою относительную молодость (38 лет), уже считает себя старухой.
Матрена рассказывает о своей жизни, начиная с счастливых дней в родительском доме, где она росла. Её быстротечное девичество закончилось сватовством к Филиппу, крепкому и пригожему мужчине, который любил её, но вскоре отправился на заработки, оставив Матрену в чужой и недружелюбной семье своих родителей.
Матрена рассказывает о тяжёлой работе и жизни без радости, пока не родился её старший сын, Демушка. Она описывает свои отношения с дедом Савелием, старым богатырём, который провёл 20 лет в каторге за убийство управляющего, давшего повод мужикам работать без передышки. Савелий рассказывал ей о своей жизни и о "русском богатырстве".
Трагический момент в её жизни наступил, когда Демушка был съеден свиньями, пока его присматривал дед. После этого Савелий ушёл в монастырь на покаяние, но Матрена простила его и забрала домой, где он вскоре умер.
Матрена также рассказывает о своих других детях, о том, как она взяла на себя наказание за сына Федота и как отправилась в город, чтобы вернуть своего мужа из солдат. Именно там, в приёмной губернатора, она родила Лиодорушку, и губернаторша Елена Александровна помогла ей. С тех пор Матрену прозвали "губернаторшей" и "счастливицей", но она сомневается в этом счастье.
Матренушка говорит странникам, что они никогда не найдут счастливую женщину, потому что ключи от женского счастья потеряны, и даже Бог не знает, где их найти. Её история является ярким примером того, как женщины в России тех времён переносили тяжёлые испытания, и их счастье казалось невозможным.
Эта часть поэмы раскрывает тему женского счастья и страдания в условиях традиционного русского общества. Матрена Тимофеевна Корчагина является символом мужества и выносливости русской женщины, столкнувшейся с невзгодами и трудностями жизни.
4 Часть: Пир на весь мир
В четвёртой части поэмы сцена переносится в село Вахлачина, где устраивается пир, собирающий разных людей, включая странников, местных жителей, таких как Клим Яковлич и Влас-староста, а также двух семинаристов, Саввушку и Гришу. Пир становится символом сбора разных судеб и историй.
Саввушка и Гриша, простые и добрые парни, поют песню по просьбе народа. Они создают атмосферу веселья, но в то же время в песнях присутствует грустный оттенок. После песни начинается рассказ историй, каждая из которых несёт в себе урок или мораль.
Одна из самых ярких историй - о Якове Верном, холопе, который всю жизнь служил своему барину. Его история иллюстрирует преданность и жертвенность, а также трагичность судьбы человека, попавшего в зависимость от жестокого господина. Яков мстил барину самым крайним способом - самоубийством, что подчёркивает глубину его отчаяния и боли.
Далее возникает спор о том, кто грешнее всего. Иона, божий странник, рассказывает историю о Кудеяре, разбойнике, который искупает свои грехи, когда его совесть просыпается и он убивает жестокого пана. Эта история показывает, как человек может измениться и искупить свои грехи.
Тема греха и искупления продолжается в рассказе о старосте, который скрыл последнюю волю своего хозяина о свободе крестьян. Этот рассказ подчёркивает коррупцию и моральное падение, когда человек предаёт свои принципы ради материальной выгоды.
Песни "Голодная" и "Солдатская", которые звучат на пиру, обнажают трудности и страдания русского народа. Но надежда на лучшее будущее на Руси просвечивает через образы двух братьев-семинаристов, особенно Гриши. Его песня о Руси и его мечты стать народным заступником воплощают идеалы служения и самопожертвования.
Заключительный момент, когда Гриша поёт о своих идеалах и мечтах, является символом надежды на возрождение и обновление. Он представляет собой образ молодого поколения, готового бороться за справедливость и счастье народа, даже если это приведёт его к чахотке и Сибири.
Итог поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
По итогу поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" мы видим, что главные герои - Роман, Демьян, Лука, братья Губины, старик Пахом и Пров - после долгих поисков и многочисленных встреч так и не нашли человека, который был бы по-настоящему счастлив на русской земле. Их путешествие стало символом неудовлетворённости и поиска идеала в условиях социальной несправедливости и морального кризиса.
Гриша Добросклонов, молодой семинарист и сын дьячка, вдохновлённый идеалами справедливости и равенства, планирует посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье. Его персонаж символизирует надежду и веру в возможность лучшего будущего для русского народа. Гриша видит себя как защитника интересов простых людей, готового пойти на самопожертвование ради общего блага.
В конечном счёте, поэма оставляет читателя с мыслью о том, что истинное счастье невозможно в обществе, где господствует неравенство и несправедливость. Но в то же время, образ Гриши Добросклонова вносит нотку оптимизма, указывая на возможность изменений и пробуждения сознания людей ради общего блага.
Краткий пересказ поэмы даёт лишь общее представление о сюжете и темах произведения. Для полного погружения в мир, созданный Некрасовым, и для глубокого понимания всех его нюансов и значений, настоятельно рекомендуется прочитать полную версию "Кому на Руси жить хорошо". Это позволит ощутить всю мощь авторского слова и глубину затронутых в ней вопросов, которые остаются значимыми и в наше время.
Подписывайтесь, следите за блогом и до скорых встреч!