18,7K подписчиков

5 неприличных фактов из жизни знаменитых Судей Израиля: Гедеона, Авимелеха, Фолы, Иеффая и Самсона

121 прочитал

Форма политического устройства раннего Израиля претендовала на прямое, буквальное понимание слова "теократия" ("теократия" – это "боговластие": от греч. θεος – бог и κρατειν – править). Израильтяне хотели видеть своим верховным правителем не кого-нибудь, но Самого Иегову, подчиняться – Иегове, а не определенному сословию жрецов, духовенства или священства.

При таких неземных амбициях у народа, как верно замечает Л. А. Тихомиров, в принципе не могло быть государства (Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. Монография. Раздел II«Теократия прямая и делегированная». Глава VIII «Идея теократии»). Но идея Богоправления легко воплощалась в еврейском обществе в форме "делегации Божественной Верховной власти". Под идеей делегацией понималась передача Божественной власти избранным представителям: вдохновенным Богом людям – судьям (подробно о судьях можно прочитать здесь: Кем были судьи в Израиле?) А позже – царям.

Воинство Гедеона. Иллюстрация. Изображение взято в открытых источниках.
Воинство Гедеона. Иллюстрация. Изображение взято в открытых источниках.

Однако величайшей трагедией еврейского народа было то, что ни один судья (кроме Деворы; о Деворе - здесь) не мог понести данное ему бремя, не мог стать достойным делегатом единого Бога. Практически все были больны, одержимы грубыми страстями (гордостью, алчностью, сластолюбием и т. п.) и, тем самым, указывали страшные язвы на теле Израиля. Подобно литому плотяному зеркалу, они (судьи) отражали грехи и немощи израильтян.

1. Гедеон. Возьмем Гедеона. Это пятый по счёту из судей израильских. Господь поставил Гедеона судьей для того, чтобы тот избавил избранный народ от ига ужасных мадиаминитян. Гедеон прославился хитроумием и удачливостью. Он сокрушал ложных богов (отсюда имя "Гедеон", что означает "разрушитель" (גִּדְעוֹן בֶּן יוֹאָשׁ – Гидъо́н бэн Йоаш).), искоренял нечестие, побеждал неприятеля.

Казалось бы, в книге Судей Гедеон производит исключительно позитивное впечатление (о многочисленных женах и наложницах Гедеона мы лучше умолчим, как и о его 70 сыновьях: такое было время; другие времена, другие нравы). Как же... Он отличается скромностью, ибо в момент призвания заявляет Иегове: "Племя мое в [колене] Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший" (Суд. 6:15). Он отказывается от царской власти, говоря израильтянам: «Господь да владеет вами» (Суд. 8:22-23). От власти и почестей.

Он оказывается человеком бесстрашным. Ибо не боится разрушать капище Ваала, не боится вступать в конфронтацию со своими односельчанами, не боится войны с мадиаминитянами. Он даже сам вместе с Фурой отправляется в разведку, которая приносит славную победу в бою. После ночной психической атаки (вместо мечей Гедеон вооружает воинов трубами, мечами и светильниками) враги поражают друг друга; а в плен попадают два князя.

Однако при всех этих достоинствах Гедеон уловляется "сетью" золотого тельца.... Его прельщают золотые серьги мадианитян. Он приказывает отобрать у каждого плененного врага по золотой серьге, делает из них золотой ефод (священную одежду) и начинает поклоняться ей, как Богу. А вслед за ним весь Израиль начинает «блудно» ходить пред Господом. Этот поступок превращает богоизбранный народ в народ нечестивый. А самого Гедеона - в нечестивца.

2. Авимелех. Теперь Авимелех. Он был сыном наложницы из Сихема. Авимелех "прославился" тем, что самовольно поставил себя на царство, убив для этой цели 70 своих братьев (и продержавшись 3 года). На царство Авимелеха ставил не Иегова, но некие «праздные своевольные люди»» – разбойники. Авимелех покровительствовал им, и они размножились. Умер Авимелех бесславной смертью – от руки женщины, которая сбросила жернов ему на голову.

3. Фола. Фола, сын Фуи, сына Додова был 7 судьей Израиля и происходил из колена Иссахарова. О Фоле сказано только то, что он жил на горе Ефремовой и был судьей Израиля 23 года. Имя Фола (червь) позволяет предположить, что этому вождю были свойственны самые низменные интересы. Вполне возможно, что Фола умер от какой-нибудь страшной болезни, весь изъеденный червями.

Дочь Иеффая. Иллюстрация. Изображение взято в открытых источниках.
Дочь Иеффая. Иллюстрация. Изображение взято в открытых источниках.

4. Иеффай. Иеффай стал девятым по счету судьей израильским. Иегова хотел, чтобы Иеффай спас сынов Авраама от ига ужасных аммонитян. Иеффай имел дурное происхождение (был сыном блудницы) и худую славу (руководил разбойниками). Однако поставленную Иеговой задачу выполнил блестяще. Аммонитян разбил, братьев по крови от ига освободил, мир восстановил, но...

Проявил такую гордость и властолюбие, что даже дочь родную не пощадил из-за своих амбиций. Перед сражением с Аммоном (аммонитянами) судья дал известный обет принести в жертву всесожжения то, что выйдет из ворот дома его навстречу ему (Суд. 11:31). Из ворот вышла единственная дочь Иеффая.. И последний сдержал слово, не отменил обета. Хотя и разодрал одежды по обычаю. Дочь была принесена в жертву «имиджу» судьи-победителя, который хотел прослыть в Израиле столпом высокой нравственности, человеком слова.

По толкованию блаженного Феодорита Кирского, обет Иеффая был крайне неразумным, несмысленным, ибо таковые даются благоразумно и с ведением. Бог же осуждает подобные жертвы, ибо «свидетель сему блаженный Давид, который взывает: «служили истуканам их, [которые] были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (Пс. 105:36-37).

5. Самсон. Наконец, Самсон. Он был тринадцатым судьей израильским. И вошел в священную историю Ветхого Завета как победитель филистимлян. Его имя – имя еврейского Геркулеса – до сих пор считается синонимом огромной физической силы. Значение имени Самсо́н (שִׁמְשׁוֹן – Шимшо́н), что значит «солнце», «служитель», – превращает судью в свет Израиля, в служителя Света.

Жизнь Самсона подается в Священном Писании по образцу жизни великих патриархов: Исаака, Иакова, Давида... Этот образец включает в себя чудесное рождение и подвиги во имя отчизны. Благодаря этому образцу Самсон изображается почти идеальным библейским героем, типичным судьей рассматриваемой нами эпохи, настоящим примером для подражания.

Однако подвиги Самсона мало соответствуют его чудесному рождению, поскольку имеют только один чисто практический интерес: отомстить (Иегова, конечно, использует силу Самсона в своих целях, но чудесно рожденного героя это не оправдывает). Самсон самолюбив. Он воюет с филистимлянами не потому, что болеет за родной Израиль, а вследствие личной обиды сначала на жену филистимлянку (выдала секрет его загадки про льва и пчел), а потом на ее отца (выдал жену Самсона за другого).

А. Гетьман, А. Леонов. Самсон и Далида. Иллюстрация. Изображение взято в сети.
А. Гетьман, А. Леонов. Самсон и Далида. Иллюстрация. Изображение взято в сети.

Моральный облик Самсона еще меньше соответствует заявленному в 13 главе Книги Судей типу ветхозаветного праведника. Этот судья оказывается донельзя сластолюбивым человеком. Он преступает даже Закон ради своих страстей. Вопреки Закону Самсон выбирает жену из среды иноплеменников (Быт. 24:37; 28:1; Быт.28:6), вопреки Закону спит с блу-дницами (Втор. 23:17).

В Самсоне, как верно замечает протестант У. Келли, по-видимому, воплощаются «две крайности – духовная слабость и внешняя сила».

Духовная слабость Самсона проявляется не только в преступлении им Закона, но и в его отношении к назорейским обетам (а он назорей). Судья прикасается к мертвым телам (Чис. 6:6), не приносит положенных жертв (Чис. 6:11), по-видимому, пьет вино на собственной свадьбе (Чис. 6:3). Особенно же слаб Самсон по отношению к женщинам. Он безусловно верит им, уловляется ими. Женщины для него сеть, сердца их силки, руки – оковы (Еккл. 7:26). Судья безвольно подчиняется женщинам, словно неразумное животное.

Таким образом, в разные периоды времени судьи отражали разные духовно-нравственные болезни еврейского народа. При Гофонииле израильтяне страдали от сребролюбия. При Аоде – от жестокосердия. При Самегаре – от нечестия (поклонялись чужим божествам). При Деворе – от малодушия и робости (малодушным и робким был Варак). При Гедеоне – вновь от нечестия (поклонялись золотому ефоду). При Иеффае – от гордости. При Самсоне – от сластолюбия и пренебрежения к Закону Моисееву.

Общим во всю эпоху судей для израильтян был отход от патриархального теоцентризма с заменой его полуязыческим антропоцентризмом. Люди утратили живу веру в Иегову, не слушали старших, не дорожили преданием. Ибо «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6; 21:25).

Читайте также другие статьи:

Какие артефакты были найдены во Гробе Господнем после Воскресения Христова?

Тайные ученики Иисуса: сколько их было и кто они такие?

Кем был Варавва и почему на праздник Пасхи помиловали его, а не Христа

7 интересных фактов о римском сотнике, который командовал распятием Христа

Какое Копье судьбы (из четырех известных) принадлежало Лонгину?

5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".