Живопись часто интересна скрытыми деталями, символами, полунамеками. Фривольные сюжеты любили всегда, но говорили об этом в завуалированной форме. Разумеется, многое зависело от контекста.
Одними из таких символов были трости, зонтики, иные продолговатые предметы. Разумеется, не все и не всегда, многое зависит от контекста. В качестве типичного примера часто приводят картину английского художника Джорджа Уэйтерса "Романтическая сценка в саду". Развязанная поза юноши, трость, направленная на девушку. Есть на этом полотне и другие игривые намеки, о которых речь пойдет дальше.
Или, как в данном случае, трость, помещенная у томного юноши между ног.
В свое время неоднозначную реакцию вызвала картина "Изабелла" прерафаэлита Милле. Она написана по мотивам поэмы Китса "Изабелла, или горшок с базиликом". Девушка из богатой семьи Изабелла влюбилась в бедного юношу. Братьям парень не понравился, и они его убили. Девушка спрятала голову возлюбленного в горшке, в котором посадила базилик. Консервативных англичан смутила, во-первых, нога одного из братьев. С одной стороны, она пинала собаку, но критикам поза показалась двусмысленной. Еще больше вопросов вызвала тень.
Инструмент для колки орехов давал подозрительную тень. А рассыпанная там же из упавшей солонки соль вызывала дополнительные подозрения. Такая трактовка сюжета многим пришлась не по вкусу.
Пикантным символом могли быть плоды, особенно яблоки. Вероятно, отсылка к запретному плоду, которым искусили Еву. Девушка на картине Вермеера читает, вероятно, любовное послание, а на первом плане опрокинутая тарелка с фруктами.
Упавшие предметы, особенно сосуды, часто ассоциировались с утраченным целомудрием, особенно в комплекте с другими символами. Например, еще один символ - пустая птичья клетка на голландских картинах XVII века. Слова vogel и vogelen (птица, ловля птиц) в разговорном языке означали еще и сексуальные отношения.
Безобидная, на первый взгляд, сцена. Но для голландского обывателя подтекст был очевиден. Мужчина пришел с конкретным намерением. А снятые туфли женщины намекали, что поход увенчается успехом.
Иногда эротическим символом могли быть цветы, особенно розы. Конечно, многое зависело от их расположения. Если в районе талии или бедер - намек был четкий.
Герои этих двух картин явно заинтересованы "розами" этих красавиц.
А этому кавалеру дама четко дала понять, что не для него ее роза цвела.
Роза, брошенная на пол, могла намекать на утраченное целомудрие, при этом вне брака. Героиня Куглера устыдилась и ушла в монастырь.
Дама, сидящая на биде и совершающая интимный туалет, тоже не целомудренна, но вид у нее более довольный.
Фривольным символом считались ракушки и иные моллюски. Особенно часто речь шла об устрицах. Ассоциации могла вызывать и форма, и то, что они считались афродизиаками.
Иногда интимные намеки могли скрываться в предметах гардероба. Например, шалях и иных вещах красного цвета. Красная шаль, накинутая на плечи, могла быть просто намеком на любовь. Если она находится где-то в районе талии, все прозаичнее. На картине Холмана Ханта "Пробуждение совести" изображена содержанка, которую неожиданно постигло осознание бренности бытия и пагубности разврата.
Иногда в ход могли идти и иные предметы, например, развязавшийся пояс, шляпа (как мужская, так и женская). Эта пасторальная сцена вполне могла вызвать шутки о том, что именно парень прикрыл шляпой.
На картине американского художника Хомера шляпа в необычном, на первый взгляд, ракурсе. Тулья повернута к героине, а зритель видит внутреннюю часть. Да еще и сама шляпа с траурными лентами. Возможно, девушке сделали предложение, а она не знает, что ответить. К добрачным связям отношение было негативным, и у нее могли возникнуть проблемы.
В этой картине современники тоже могли усмотреть игривый намек.
И это лишь малая часть возможных вариантов.
этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#картина #живопись #искусство #художник #история