Найти в Дзене

Пикантная символика в живописи

Джордж Уэйтерс "Романтическая сценка в саду"
Джордж Уэйтерс "Романтическая сценка в саду"

Живопись часто интересна скрытыми деталями, символами, полунамеками. Фривольные сюжеты любили всегда, но говорили об этом в завуалированной форме. Разумеется, многое зависело от контекста.

Одними из таких символов были трости, зонтики, иные продолговатые предметы. Разумеется, не все и не всегда, многое зависит от контекста. В качестве типичного примера часто приводят картину английского художника Джорджа Уэйтерса "Романтическая сценка в саду". Развязанная поза юноши, трость, направленная на девушку. Есть на этом полотне и другие игривые намеки, о которых речь пойдет дальше.

Карл Швайнингер-младший
Карл Швайнингер-младший

Или, как в данном случае, трость, помещенная у томного юноши между ног.

Джон Эверетт Милле "Изабелла (Лоренцо и Изабелла)" 1849
Джон Эверетт Милле "Изабелла (Лоренцо и Изабелла)" 1849

В свое время неоднозначную реакцию вызвала картина "Изабелла" прерафаэлита Милле. Она написана по мотивам поэмы Китса "Изабелла, или горшок с базиликом". Девушка из богатой семьи Изабелла влюбилась в бедного юношу. Братьям парень не понравился, и они его убили. Девушка спрятала голову возлюбленного в горшке, в котором посадила базилик. Консервативных англичан смутила, во-первых, нога одного из братьев. С одной стороны, она пинала собаку, но критикам поза показалась двусмысленной. Еще больше вопросов вызвала тень.

-4

Инструмент для колки орехов давал подозрительную тень. А рассыпанная там же из упавшей солонки соль вызывала дополнительные подозрения. Такая трактовка сюжета многим пришлась не по вкусу.

Ян Вермеер «Девушка с письмом у окна»
Ян Вермеер «Девушка с письмом у окна»

Пикантным символом могли быть плоды, особенно яблоки. Вероятно, отсылка к запретному плоду, которым искусили Еву. Девушка на картине Вермеера читает, вероятно, любовное послание, а на первом плане опрокинутая тарелка с фруктами.

Геррита Доу "Девушка,режущая лук"
Геррита Доу "Девушка,режущая лук"

Упавшие предметы, особенно сосуды, часто ассоциировались с утраченным целомудрием, особенно в комплекте с другими символами. Например, еще один символ - пустая птичья клетка на голландских картинах XVII века. Слова vogel и vogelen (птица, ловля птиц) в разговорном языке означали еще и сексуальные отношения.

Метсю, Габриэль "Подарок охотника "(ок.1658-1661)
51 х 48 см. Рейксмузеум
Метсю, Габриэль "Подарок охотника "(ок.1658-1661) 51 х 48 см. Рейксмузеум

Безобидная, на первый взгляд, сцена. Но для голландского обывателя подтекст был очевиден. Мужчина пришел с конкретным намерением. А снятые туфли женщины намекали, что поход увенчается успехом.

Август Мансфельд
Август Мансфельд

Иногда эротическим символом могли быть цветы, особенно розы. Конечно, многое зависело от их расположения. Если в районе талии или бедер - намек был четкий.

Альфред-Франсуа Гес
Альфред-Франсуа Гес

Герои этих двух картин явно заинтересованы "розами" этих красавиц.

Винченцо Кабьянка  "Ухаживание кавалера"
Винченцо Кабьянка "Ухаживание кавалера"

А этому кавалеру дама четко дала понять, что не для него ее роза цвела.

Георг Куглер "Монахиня"
Георг Куглер "Монахиня"

Роза, брошенная на пол, могла намекать на утраченное целомудрие, при этом вне брака. Героиня Куглера устыдилась и ушла в монастырь.

Луи-Леопольд Буальи "Интимный туалет" (1790)
Луи-Леопольд Буальи "Интимный туалет" (1790)

Дама, сидящая на биде и совершающая интимный туалет, тоже не целомудренна, но вид у нее более довольный.

Герард Доу
Герард Доу
Габриэль Метсю «Завтрак» (1662)
Габриэль Метсю «Завтрак» (1662)

Фривольным символом считались ракушки и иные моллюски. Особенно часто речь шла об устрицах. Ассоциации могла вызывать и форма, и то, что они считались афродизиаками.

-15

Иногда интимные намеки могли скрываться в предметах гардероба. Например, шалях и иных вещах красного цвета. Красная шаль, накинутая на плечи, могла быть просто намеком на любовь. Если она находится где-то в районе талии, все прозаичнее. На картине Холмана Ханта "Пробуждение совести" изображена содержанка, которую неожиданно постигло осознание бренности бытия и пагубности разврата.

-16

Иногда в ход могли идти и иные предметы, например, развязавшийся пояс, шляпа (как мужская, так и женская). Эта пасторальная сцена вполне могла вызвать шутки о том, что именно парень прикрыл шляпой.

Уинслоу Хомер «В ожидании ответа»
Уинслоу Хомер «В ожидании ответа»

На картине американского художника Хомера шляпа в необычном, на первый взгляд, ракурсе. Тулья повернута к героине, а зритель видит внутреннюю часть. Да еще и сама шляпа с траурными лентами. Возможно, девушке сделали предложение, а она не знает, что ответить. К добрачным связям отношение было негативным, и у нее могли возникнуть проблемы.

Штилер, Йозеф Карл (1781–1858)  Германия
Штилер, Йозеф Карл (1781–1858) Германия

В этой картине современники тоже могли усмотреть игривый намек.

И это лишь малая часть возможных вариантов.

этот материал также можно увидеть на моем канале тут

#картина #живопись #искусство #художник #история