Центр Браслава занимает узкую полоску суши между озерами Дривяты и Новяты.
Столица беларуского Поозерья впервые упомянута в «Хрониках Быховца» в связи с нападением легендарных литовских князей Кернуса и Гимбута, случившимся в 1065 году.
Считается, что поселение основано князем Брячиславом Изяславичем на 40-50 лет раньше. Именно он - внук легендарной Рогнеды [Гориславы], отец князя Киевского Всеслава Чародея присоединил к Полоцкому княжеству земли Западной Двины и Десны. Поэтому первая деревянная крепость на будущей «Замковой горе» называлась Брячиславль.
Жители [латгалы и кривичи] ставили рубленные дома, возделывали землю, ловили рыбу, занимались гончарным ремеслом, дубили кожи. Вокруг цитадели образовался небольшой городок.
Со временем закрепился новый эндоним — Braslaw.
В начале XIV века Браслав вошел в состав Великого Княжества Литовского.
Здесь закончилась печальная история московской княжны Елены, дочери Ивана III и византийской принцессы Софьи Палеолог.
С 1487 по 1493 гг. между Русью и ВКЛ шла так называемая - «хитрая война». Государства, внешне сохраняющие мир, изводили друг-друга пограничными конфликтами. Поскольку каждый князь подчинялся верховной власти формально, набеги вассалов Москвы на вассалов Литвы, и наоборот, считались личным местечковым делом. Постепенно дружины, верные Ивану Васильевичу, заняли Торопец, Великие Луки, Ржев, Козельск и многое другое.
Князь литовский Александр Ягеллончик (05.08.1461-19.08.1506) запросил мира. Договор 1494 года оставлял за Москвой большинство отвоеванных территорий, а скрепить его решили браком князя-католика Александра и 18-летней православной княжны-красавицы Елены Ивановны. Из-за расхождений на религиозной почве переговоры длились целый год. Иван III требовал для дочери гарантий свободного выбора вероисповедания; без всякого принуждения к крещению по римскому обряду.
Наконец, соглашение было подписано. В 1495 году невеста со свитой и приданым прибыла в Вильню.
Обряд венчания в соборе Святого Станислава провел епископ виленский Табор. Московскую патриархию представлял священник Фома.
Великая княгиня получила в пожизненное пользование обширные владения, в том числе Браслав.
Политический семейный союз мог бы оказаться счастливым —супруги любили и уважали друг-друга, много путешествовали вместе. Их жизнь омрачали интриги Ватикана, местной знати, Москвы и отсутствие детей.
В 1501 году Александр Ягеллончик стал королем Польши. Сейм отказал православной Елене Ивановне в королевском статусе; более того — ей не разрешили присутствовать на церемонии.
Александр и Елена выдерживали невероятный прессинг. Он отбивался от нападок приближенных и духовенства. Она всеми силами старалась отвести от супруга гнев отца.
Через три года Великий князь Литовский и король Польский заболел. От лечения приставленных к нему лекарей становилось только хуже. Некоторые историки считают причиной странной болезни сговор князя Михаила Глинского с придворным доктором Балинским. На 46-м году жизни Александр умер в Вильне. Его приемником стал брат - Сигизмунд I.
Положение Елены с каждым годом ухудшалось. Ее перестали почитать должным образом, виленский воевода отбирал земли, паны разворовывали казну. Но вдовствующая княгиня по-прежнему занималась меценатством, финансировала создание православных церквей и монастырей. Она все чаще уезжала из столицы в Браслав.
В 1512 году без разрешения Сигизмунда обратилась к русским послам с просьбой о содействии в возвращении на Родину. Брат Василий III обещал сестрице прислать за ней войско.
Возможно, ее отпустили бы с миром, но Елене причиталось 14 сундуков с драгоценностями. Сигизмунд не мог допустить отъезд казны на Московию. В любимый Браслав княгиня попала только через год, после заключений в Тракае и Бирштонасе. Следом выехал человек с «лютым зельем». «Испивши меду», 25 января 1513 года Елена Ивановна «отдала Богу душу», чем, как написал король краковскому епископу: «Государству нашему не мала уменьшилось хлопот».
«Была она набожной, украшенной высокой добродетельностью, рассудительной, с твердым характером, привязанной к новой своей отчизне, без желания зла родине, всеми силами стремилась поддержать мир между двумя державами, единственно желая счастья для людей». /исследователь литовской мифологии, историк Теодор Матеуш Нарбут/.
До 1915 года в Виленском Свято-Троицком мужском монастыре хранилась икона Богоматери, по преданию написанная самим евангелистом Лукой. Одигитрией отец благословил княжну при отъезде на чужбину. Во время Первой мировой войны ценнейшая святыня христианства бесследно исчезла.
К сожалению, в Браславе не сохранилось материальных свидетельств жизни Елены Ивановны. Основанный ею православный женский монастырь Святой Варвары до наших дней не дожил, как и все прочие постройки на Замковой горе.
Город сильно пострадал во время русско-польской войны (1654-1667 гг.), в 1661 году полностью сгорел. Остался в составе Польши и благодаря налоговым льготам быстро восстановился.
Очередная война, Северная (1700-1721 гг.) опять принесла разрушения. Началась стройка, старую крепость разобрали на кирпичи.
2 июля 1792 г. король Станислав Август Понятовский даровал Браславу герб, который «представляет собой изображение в голубом поле барочного щита золотого солнца, на котором находится голубой треугольник с изображением глаза человека — глаза Божьего благословения».
Древний символ имеет несколько названий: лучезарная дельта, око предвидения, всевидящее око. Это самый узнаваемый масонский знак вместе с наугольником и циркулем.
В христианстве треугольник отождествляется с триединством Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Солнце пришло из язычества - луч жизни или очистительный огонь.
История умалчивает о мотивах Станислава Августа при выборе браславского герба. Последний король Польши известен не только как субъект романтических отношений с Екатериной II. Он покровительствовал ученым и художникам; основал Национальный театр в Варшаве, первую польскую школу балета, обсерваторию, Комиссию по Национальному образованию, а также с 1777 года состоял в масонской Ложе.
Принадлежность Станислова Августа к Ордену Вольных Каменщиков оставила след в архитектуре, скульптуре, садово-парковом искусстве, живописи, литературе Речи Посполитой XVIII века, ну и в геральдике Браслава заодно.
После 3-го раздела Польши (1795 г.) Браслав вошел в состав Российской империи.
После этого пережил еще три разрушительных войны — Отечественную 1812 г., Первую и Вторую мировые. Недолго побыл литовским и снова польским; включен в состав БССР в 1939 году.
Развитие курорта началось в начале XX века при польских властях. Туристический центр застраивали в закопанском стиле, по единому градостроительному плану архитектора Юлиуша Клоса.
Проект профессора Клоса опирался на богатый этнографический материал, собранный в ходе экспедиций по Виленскому воеводству.
Новые постройки гармонично вписались в старые деревянные кварталы.
Возможно, сейчас тоже есть какой-то единый план или стиль, но разглядеть его сложно. Скорее напоминает наше традиционное «дорого-богато».
Ну и ладно, в конце концов главное богатство Браславского края — озера.
Спасибо за внимание.
Продолжение следует.
Республика Беларусь. Сентябрьское путешествие.
Республика Беларусь. Полоцк. Музейный день.
Республика Беларусь. Полоцк-Глубокое.
Республика Беларусь. Глубокое-Михалишки-Трабы-Даниловичи.
Республика Беларусь. Санаторий «Альфа-Радон» 5*. Даниловичи.
Республика Беларусь. Ружаны. Резиденция князей Сапег.
Республика Беларусь. Коссово. Усадьба Костюшко.
Республика Беларусь. Легенды Коссовских замков.
Республика Беларусь. Даниловичи-Новогрудок.
Республика Беларусь. Новогрудок-Любча.
Республика Беларусь. Гродно. Старый замок.
Республика Беларусь. Новогрудок-Лида. Страшные сказки Лидского замка.