Между Поставами и Видзами всего 45 км. Шоссе Р27 подходит так близко к границе с Литвой, что отчетливо видна внушительная стальная стена, увитая колючей проволокой —примета «нового времени».
В Видзах внезапно нашлась частица потерянного Мира Открытых Границ. Припарковавшись возле костела Рождества Девы Марии, я пошла прогуляться.
На небольшой площадке, примыкающей к церковной территории, установлена интересная скульптурная композиция — дама, в которой смутно угадывается Богоматерь и двое детишек.
Где-то я видела этих персонажей… Но где? Дежавю отвратительное чувство; особенно, когда нет возможности погуглить.
Проследовав дальше, судорожно копаясь в памяти, я нашла фигуру той же дамы в скорбной позе, а рядом гранитную плиту с текстом на беларуском.
Пазл сложился.
19 вересня [сентября] 1846 года 11-летний Максимен Жиро и 14-летняя Мелания Кальва встретили в окрестностях маленького альпийского городка Ла Саллет [~ 35 км от Гренобля] плачущую женщину.
С первых же слов незнакомки стало понятно — перед ними Скорбящая Богородица.
«Её Лик орошали слезы, так, что добрый Максимен вначале принял Её за односельчанку, которую часто обижали и били собственные дети. Дева Мария и была одета, как местная крестьянка, в длинное платье с передником, с чепцом на голове. И Её действительно горько обижали собственные дети, Её народ, своим неверием и непокорностью, жадностью и злобой». /Приход "Возрождения Святого Креста" Римско-Католической церкви Ульяновске/
Богоматерь сообщила несколько важных предсказаний и предупреждений, в частности: «Если мои люди не будут подчиняться Богу, я буду вынуждена перестать удерживать десницу Сына Моего».
О столь значимом событии немедленно сообщили папе Пию IX. После тщательного изучения обстоятельств Явления в 1851 году Ватикан признал его подлинным. На горе Ла Саллет началось строительство базилики. Через 20 лет папа Лев XIII короновал образ Скорбящей Девы Марии.
Эту историю обязательно рассказывают туристам, отдыхающим во французских Альпах.
Почему из 38 Явлений в Видзах увековечен сюжет именно Скорбящей Богородицы из Ла Саллет — не знаю. Возможно, ответ есть в тексте, но я недостаточно хорошо читаю на беларуском языке.
Дорожку между двумя композициями украшают символические кресты — вековые вехи с момента возведения бенедиктинцами, переехавшими из Вильно, первой деревянной церкви Рождества Пресвятой Девы Марии (1481 г.)
Современный костел строился в 1909-1914 гг. по проекту известного архитектора, писателя, политика Леона Витан-Дубейковского, окончившего Парижскую Академию архитектуры.
Неоготический стиль. Высота башен 59 м, что делает церковь в Видзах второй по высоте среди католических храмов Беларуси; самый высокий — Святой Троицы в Гервятах.
На строительстве ежедневно работало 70-90 человек, на окраине города специально построили кирпичный завод.
У местных крестьян тысячами собирали куриные яйца, которые добавляли в известковый раствор. Черепицу для крыши привезли из Германии. Спонсорами проекта выступила семья шляхтичей Нарушевичей.
Во время Первой мировой войны костел находился на линии прямых артиллерийских обстрелов. Сильно пострадал. Восстановлен в 20-х годах прошлого века.
Большой урон причинил пожар в январе 1943 года, когда фашисты почти полностью сожгли Видзы.
После Второй мировой войны в здании устроили склад льна, затем спортзал, мастерские ПТУ, тир. В 1989 года костел Рождества Пресвятой Девы Марии вернули верующим.
По кладке наружных стен можно проследить историю многочисленных реставраций. Внутреннее пространство укреплено контрфорсами, прорезано стрельчатыми окнами, сдержано и очень стильно украшено.
Только жутковатый голубой линолеум портит картину.
Дворик вокруг оформлен под «детский наив» — смешные игрушки, уютные уголки, трогательная религиозная скульптура.
А что же сами Видзы? В поселке городского типа проживает ~ 1.5 тыс. человек. До 1939 года население превышало 6 тысяч.
В летописях местечко, принадлежавшее Ольбрехту Гаштольду, упоминается с середины XV века.
Среди последующих владельцев был представитель небогатого, но древнего шляхетского рода, видный политический, общественный, военный деятель Речи Посполитой Томаш Антони Вавжецкий (07.03.1759-05.08.1816).
Он принимал непосредственное участие в разработке Конституции 1791 года; получил от Тадеуша Костюшко звание генерал-лейтенанта; подхватил выпавшее из рук главнокомандующего знамя борьбы за независимость в битве под Мациеевицами, где Костюшко получил тяжелое ранение. Сумел вывести из окружения остатки повстанческих войск и поспешил на помощь осажденной Варшаве.
После поражения восстания 1794 года вместе с другими руководителями оказался в Петропавловской крепости. Ждал суда около 2-х лет. От казни или каторги его спас Павел I.
Томаш неожиданно для себя получил возможность вернуться в родные Видзы. Для проживания он выбрал фольварк в деревне Видзы-Ловчинские. Там завершилась его жизнь.
Сейчас поместье Вавжецких находится в плачевном состоянии. В 2021 году власти Беларуси предлагали его бесплатно, желающих не нашлось. Через год провели первые торги со стартовой ценой 120 тыс. $, опять неудача. Попытка № 3 — продажа за 19 тыс. $. В лот входят два полуразрушенных здания и скважина с Лазенской минеральной водой. Между прочим, в конце XIX века здесь действовала здравница «Лазенки», одна из первых в Беларуси. К целебному сероводородному источнику съезжалась литовская и российская знать.
Объект ждет инвесторов. Торопитесь!
А я поехала дальше в направлении Браслава.
Остановка в Опсе получилась вынужденной. На центральной площади села проходили съемки художественного фильма про партизан.
Воспользовалась представившейся возможностью посмотреть на костел Святого Иоанна Крестителя (1887 г.).
Наверное в Опсе нужно было бы задержаться подольше, взглянуть на руины дворца графини, собирательницы фольклора, революционерки, участницы восстания 1830-1831 г.г., капитана партизанского отряда, «беларуской Жанны Д’Арк», «польской Девы» Эмилии Плятер. Девушка прожила всего 25 лет. Судьба ее воистину удивительна. В отличие от Польши, Латвии, Литвы в Беларуси нет ни памятника, ни памятного знака в ее честь.
По слухам, усадьба в Опсе продана частному лицу для организации санаторно-курортного комплекса. С 2015 года работы так и не начались.
На этом — все. Дальше без остановок в Браслав.
Спасибо за внимание.
Продолжение следует.
Республика Беларусь. Сентябрьское путешествие.
Республика Беларусь. Полоцк. Музейный день.
Республика Беларусь. Полоцк-Глубокое.
Республика Беларусь. Глубокое-Михалишки-Трабы-Даниловичи.
Республика Беларусь. Санаторий «Альфа-Радон» 5*. Даниловичи.
Республика Беларусь. Ружаны. Резиденция князей Сапег.
Республика Беларусь. Коссово. Усадьба Костюшко.
Республика Беларусь. Легенды Коссовских замков.
Республика Беларусь. Даниловичи-Новогрудок.
Республика Беларусь. Новогрудок-Любча.
Республика Беларусь. Гродно. Старый замок.
Республика Беларусь. Новогрудок-Лида. Страшные сказки Лидского замка.