Пациентка Н., 54 года. 8 лет назад Н. обратилась по месту жительства по поводу быстро увеличивающейся в размерах, легко травмируемой и кровоточащей после травматизации “родинки” черного цвета. Подозрительное образование располагалось по задней поверхности правого плеча, и, как ожидалось, оказалась совсем не родинкой, а пигментной меланомой. Благо, признаки отдаленного и регионарного метастазирования отсутствовали, а по результатам гистологического исследования после широкого иссечения оказалось, что толщина опухоли была менее 1 мм., что соответствовало T1bN0M0 - I стадии заболевания. Биопсия сторожевого лимфоузла не выполнялась.
Через 2 года после удаления меланомы в области рубца появился местный рецидив опухоли. При контрольном обследовании снова не было выявлено никаких отдаленных изменений. Выполнено широкое иссечение рецидивной опухоли, при гистологическом исследовании верифицирована пигментная меланома. Далее пациентка была передана под динамическое наблюдение онколога.
Ещё через 2 года по данным контрольного обследования выявлено подозрительное увеличение одного из паховых лимфоузлов справа. По месту жительства было выполнено удаление данного подозрительного лимфоузла, гистологическое исследование также подтвердило метастаз меланомы. Какое-либо лечение после удаления метастатически пораженного пахового лимфоузла назначено не было, что достаточно странно.
А далее, несмотря ни на что, в течение 4 лет Н. жила абсолютно нормальной жизнью без каких-либо признаков прогрессирования меланомы.
Меланома, безусловно, имеет сложные и не до конца понятные взаимоотношения с иммунной системой пациента. Нередки случаи бурного прогрессирования этого заболевания вслед за первым рецидивом, но бывает и так, что после удаления единичных отдаленных метастатических очагов болезнь как бы замирает и пациент годами пребывает в ремиссии.
И только через 4 года после последнего прогрессирования и, соответственно, через 8 лет после первой операции по данным ПЭТ-КТ снова подозрение на прогрессирование - в наружном подвздошном лимфоузле справа подозрительная гиперфиксация радиоактивной глюкозы (SUVmax 8,83), форма лимфоузла при этом округлая, плотность повышена, а размер до 1,5 см.
Все признаки указывали на метастатический характер поражения.
Далее принято решение о эксцизионной биопсии - удалении подозрительного лимфоузла для верификации прогрессирования и последующего назначения иммунотерапии.
Уже во время удаления я обратил внимание на плотную консистенцию лимфоузла, но при этом на его абсолютно нормальный серый цвет. Лимфоузлы с метастазами пигментной меланомы очень часто имеют черную окраску.
И снова сюрприз, на этот раз приятный. В лимфоузле нет признаков меланомы. Прогрессирование не подтвердилось.
Счастливая Н. улетела домой под дальнейшее динамическое наблюдение. Будем надеяться, что местный рецидив меланомы через 2 года после удаления первичной опухоли был вызван единичным опухолевым внутрикожным отсевом, а пораженный метастазом паховый лимфоузел и был тем единственным сторожевым лимфоузлом, который аккумулировал в себе метастатические клетки и болезнь не успела распространиться дальше.
Также Вам может быть интересно: