Найти в Дзене
Лахта Центр

АЛХИМИЯ СЛОВ: НАСТРОЕНИЕ, БЛАГОГЛУПОСТИ, КРЕСТОСЛОВИЦА


Об авторских словах в нашей речи рассказывает доктор филологических наук, профессор РГПУ им. Герцена Валерий Ефремов.

Михаил Васильевич Ломоносов: https://vk.cc/csCqoc,
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: https://vk.cc/csCqqf,
Владимир Владимирович Набоков: https://vk.cc/csD5h9
Михаил Васильевич Ломоносов: https://vk.cc/csCqoc, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: https://vk.cc/csCqqf, Владимир Владимирович Набоков: https://vk.cc/csD5h9


XVIII век
М. В. Ломоносов. Настроение, 1793
Способ создания нового слова: семантическая калька


Занимаясь научными переводами с нескольких европейских языков, Михаил Ломоносов обладал чутким чувством слова.
Именно с этим связано использование им тех слов, которые в русском языке если и существовали, то в иных значениях. По-видимому, Ломоносов был первым, кто использовал привычное нам слово «настроение» не в практическом значении (настройка того или иного механизма или инструмента), а в переносном — как душевное состояние, расположение духа. Такое употребление может быть навеяно аналогичными значениями немецкого слова Stimmung.
Впервые «настроение» в его современном значении прозвучало в «Слове похвальном блаженныя памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26 дня 1755 года», где в аллегорическом диалоге Россия обращается к своему императору с такими словами: «Ты расстался со Своим домом, со Своими кровными для приращения моей славы — с усердием почитаю, но успокой опасное настроение…»

XIX век
М. Е. Салтыков-Щедрин. Благоглупости, 1863
Способ создания нового слова: сложение


Это экспрессивное слово было создано Салтыковым-Щедриным в рассказе «Деревенская тишь», в котором изображены переживания помещика Сидорова, в страхе ожидающего последствий крестьянской реформы. Его постоянный собеседник — безымянный сельский батюшка — любит в разговоре употреблять книжные, «славенские» слова с первой частью благо-. Пародируя его речь, помещик с раздражением обращается к нему с вопросом, создавая два однокоренных лингвистических монстра: «Кого ты своими благоглупостями благоудивить хочешь?»
Это пародийное словечко моментально стало популярным в речи интеллигенции 1870–80-х годов. Первоначально слово употреблялось исключительно во множественном числе (как в первоисточнике), но, когда пришло время лексикографической фиксации, была создана и форма единственного числа. И если слово «благоудивить» не осталось в русском языке, то «благоглупость» зафиксирована всеми толковыми словарями с пометами «Шутливое» или «Ироничное».
Слово это, публицистическое по своему рождению, иронически характеризует мнения и действия, являющиеся, может быть, и «с благою целью», но явно бессодержательные, нелепые или неудачные.

XX век
В. В. Набоков. Крестословица, 1925
Способ создания нового слова: словообразовательная калька


Заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек — забава относительно недавняя. Неофициальный день рождения современного кроссворда отмечается 21 декабря: в этот воскресный день 1913 года в газете New York World была опубликована головоломка под названием word-cross. А вот само слово crossword появляется немногим позже — в январе 1914-го.
Слово «крестословица» придумал в феврале 1925 года писатель Владимир Набоков, который составлял для газеты «Руль» шахматные этюды и разного рода ребусы. Вот как он сам рассказывает об этом в книге воспоминаний «Другие берега» (1954): «Однажды, в двадцатых годах, я составил для «Руля» новинку, — шараду, вроде тех, которые появлялись в лондонских газетах, — и тогда-то я и придумал новое слово «крестословица», столь крепко вошедшее в обиход».
Надо сказать, что крестословица, конечно, употребляется реже кроссворда, но до сих пор используется некоторыми авторами.

#высокийслог