Название кажется странным, но оно не мною придумано. В таком ключе размышлял святитель Феофан Затворник.
Давайте к нему прислушаемся:
«Но кто не всецело предает себя Богу, а оставляет часть действования и для себя, независимо от Бога, тот в какой мере большую часть оставляет для себя, в такой же мере лишается содействия Божия, ибо Бог не вмешивается в область самодеятельности и свободы».
Это похоже на некий духовный закон.
Если человек хочет действовать по своему произволу, а Бога призывает только на помощь для выполнения своих пожеланий, Он оставляет такого человека.
Что ж – здесь все понятно.
Бог – это не скорая помощь и не служба по вызову. Отношение к Нему в таком ключе не может не оскорблять Его.
Но разве большинство из нас, даже верующих, не относимся к Богу именно в таком ключе – по своему произволу и желанию.
Мы обращаемся к Нему только для удовлетворения Своих собственных просьб и нужд.
Кто из нас всецело себя предает Ему, не заявляя при этом никаких собственных «пожеланий»?
Немудрено, что мы, по словам св. Феофана «лишаемся содействия Божия».
Да, мы самые настоящие «самодельщики». А Бог – всего лишь наш «Помощник». Этакий «джин из бутылки», которого мы вызываем для удовлетворения наших желаний…
Понятно, почему мы в большинстве случаев тщетно взываем к Богу. Он нас не слышит, ибо давно уже оставил из-за нашей «самодельщины».
И святитель Феофан дает нам еще одно точное определение:
«А другие на всю жизнь остаются с примесью в вере своей самодельщины».
«Другие» - это мы. Причем, практически все без исключения.
У всех у нас «вера с примесью». С примесью «самодельщины».
Что делать? А что делают, когда в растворе слишком много ненужных примесей. Его начинают очищать.
Собственно, то же самое нужно сделать и нам. Очищать свою веру от ненужных собственных «примесей». Примесей своей воли, желаний и похотей.
Если уж Господь Христос заключил свою молитву в Гефсиманском саду следующими словами:
«…впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Лк. 22.42.
То, что уж о нас говорить?
На дана в образец молитва «Отче наш», полностью очищенная от каких-либо «примесей» - вот и надо молиться по ее образцу.
А иначе – мы свободны обращаться к Богу так, как хотим.
Но и Он свободен оставить нас с нашей свободной «самодельщиной».