И увеличить зарплату в 2 раза
Почему одни специалисты получают офферы с высокими зарплатами, а другие годами работают без повышения и никак не могут найти достойные предложения? Дело не только в опыте и умениях. Многие работники просто не знают, сколько они на самом деле стоят и как убедить рекрутеров в своей ценности. Студент курса "Английский для IT-специалистов" онлайн-школы Skyeng Виталий Осьмаков рассказал, как укрепить свои позиции в глазах потенциальных работодателей и начать оценивать себя справедливо.
Что позволит зарабатывать больше
Перестаньте недооценивать себя
Сотрудники, которые долго работают на одной позиции или в одной компании, нередко недооценивают свои таланты и умения. Просматривая объявления о вакансиях, они выбирают те, что ниже их уровня. А на собеседовании выдвигают слишком скромные требования. Например, просят зарплату, которая подошла бы им пару лет назад. Но за эти годы и сам специалист вырос и набрался опыта, и ситуация на рынке изменилась. Такая ситуация была у меня. Я отработал ** лет на одном месте и не представлял, что моя работа в других компания стоит больше.
Чтобы не попасть в эту ловушку, важно держать руку на пульсе и регулярно проводить небольшие исследования рынка: смотреть, сколько получают работники из вашей сферы на похожих должностях, какие требования к ним выдвигаются. Это поможет понять, сколько ваши услуги стоят на самом деле, и чему нужно научиться дополнительно, чтобы претендовать на более высокую зарплату.
Можно обратиться за помощью к карьерному консультанту ― они объективно оценят ваши навыки, сравнят их с требованиями рынка и помогут определиться с ожиданиями. Во время такой сессии мы с ментором разобрали мои задачи на прошлой работе и выяснили, что уровень заработной платы им не соразмерен. Объективный разбор рабочей ситуации подвел меня к смене компании.
Но важно и самим регулярно отслеживать, чему вы научились, какие рабочие инструменты освоили и какой опыт приобрели. Все это может быть основой для зарплаты повыше.
А может, ваше знание иностранного языка позволяет вам претендовать на позицию в международной компании или более высокую зарплату? Не отметайте такую возможность. Знание английского все еще ценится ― по данным исследования hh.ru и Skyeng, в сфере науки и образования зарплата сотрудников, свободно владеющих английским, выше на 30%, в IT — на 35%, в PR и маркетинге — 32%.
Прокачивайте личный бренд
Личный бренд нужен не только публичным людям. Любой профессионал, в какой бы области он ни трудился, может создать себе правильную репутацию. Чем больше людей знает вас с профессиональной стороны, тем лучше. Выступайте на конференциях, давайте интервью и комментарии для СМИ, не отказывайтесь, если вас зовут куда-то в качестве эксперта. Если ваша работа ничего такого не предполагает, берите дело в свои руки ― ведите блог или канал о том, чем вы занимаетесь. Присоединяйтесь к профессиональным сообществам в соцсетях, активно участвуйте в дискуссиях, пишите посты и комментируйте их.
Известность в профессиональном сообществе ― внушительный довод для того, чтобы просить зарплату повыше. Да и рекрутеры обычно наводят справки о кандидатах перед тем, как пригласить их на собеседование. Если HR-менеджер увидит, что вы регулярно выступаете с докладами и ведете популярный блог о работе, отношение к вам будет другим.
Будьте более открыты новых вызовов
Иногда люди сразу отметают вакансии, где доход выше, но обязанности немного шире и сложнее, чем на текущем месте работы. Хотя их квалификация вполне может соответствовать требованиям работодателя.
Чтобы повысить свой доход, нужно расти и время от времени браться за трудные задания. Начать можно и на старом месте работы ― если вы всегда работали только над одним типом проектов, напроситесь в команду, которая занимается чем-то другим. Или попросите опытных коллег рассказать про их процессы и обязанности ― так вы хотя бы получите представление о более высокоуровневых задачах.
Прокачивайте самопрезентацию на собеседованиях
Кандидат, который во время разговора с рекрутером смущается и теряется, не производит впечатления профессионала, даже если его резюме говорит об обратном. Соискатель попадает в порочный круг ― каждое неудачное собеседование снижает самооценку, и человек начинает думать, что выбранная позиция ему не по плечу. Он занижает свои требования к работодателю и начинает искать вакансии, которые объективно не соответствуют его уровню.
Для поддержания формы карьерные консультанты советуют время от времени проходить собеседования ― даже если вы пока не собираетесь менять работу. Это позволит относиться к таким беседам спокойно и избавит от страха отказа. К тому же такие тренировочные собеседования позволят хорошо подготовиться к действительно важному разговору ― вы будете знать, какие вопросы рекрутеры задают кандидатам.
Как впечатлить рекрутера на собеседовании
Подготовьте рассказ о себе
Большая ошибка ― идти на собеседование без подготовки.
Более выигрышно смотрятся те кандидаты, которые подготовили небольшой спич о себе. Подумайте, как вы будете рассказывать о своем опыте, успешных кейсах с примерами, о своих достижениями. Не забудьте упомянуть и о том, какие задачи вам особенно интересны, чему вы хотите научиться в будущем, каким видите свое развитие. Не нужно писать текст и зубрить его наизусть ― так вы будете звучать скованно и растеряетесь, если рекрутер собьет вам неожиданным вопросом. Порепетируйте дома, представьте, что говорите не с нанимателем, а с другом, или хвастаетесь работой на первом свидании. На наших курсах мы рассказываем, как пройти собеседование на английском, как подготовить тезисный план, что отвечать на самые типичные вопросы рекрутера, как рассказывать о своих сильных и слабых сторонах. Хорошая подготовка ― то уже половина успеха.
Демонстрируйте soft skills
HR-менеджер ― не эксперт в вашей области, он может даже не знать точно, чем вам предстоит заниматься на рабочем месте. Его цель ― убедиться, что ваша квалификация соответствует заявке, и проверить, впишитесь ли вы в команду. Собеседование проводят, чтобы посмотреть, насколько вы доброжелательны и уверены в себе, умеете ли слушать собеседника, готовы ли соблюдать внутренние правила и придерживаться принципов профессиональной этики, брать на себя ответственность и расти.
Ориентируйтесь на цели компании
Перед собеседованием проведите небольшое исследование ― почитайте о компании и о ее миссии, подумайте ― а зачем им вообще новый сотрудник? Какие задачи они хотят решить с вашей помощью, какую пользу вы можете принести им на этой позиции?
Попробуйте посмотреть на себя глазами рекрутера и представить, что он хочет увидеть. Не бойтесь просить высокую зарплату, но будьте готовы предоставить аргументы и доказать, что ваши требования оправданы. Рассказывайте не только о процессах, но и о результатах своей работы. Не только о том, чему вы научились, но и о том, как это помогло команде, сколько денег компания сэкономила или заработала благодаря лично вам. Если эти результаты измеримы в метриках и цифрах, это точно стоит отразить в вашем рассказе.