С праздником, уважаемые читатели! Множество образов Богородицы с Богомладенцем нам известны, множество почитаются в Церкви, но не все из них понятны в полной мере. Это относится к иконам Богоматери с Богомладенцем, в русской традиции носящим название "Взыграние".
Начнём с самого слова. По словарю, взыграние - это внезапный приход в неспокойное, бурное состояние либо приход в возбужденное, веселое состояние. На иконах такие надписи не делали, так в обиходе иконописцы называли изображения, в которых Богомладенец Христос изображен играющий, резвящийся на руках Богоматери. Постепенно в русской культуре название прижилось, в других православных странах название таких икон связано, как обычно, с местом прославления конкретной иконы.
В большинстве композиций этого извода Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, порывисто тянется ручками к лику Матери, касаясь Ее подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Его фигура полна живого, нетерпеливого движения, так что Богоматери приходится удерживать Сына, поддерживая одну из Его обнаженных ножек (часто скрещенных). Иногда изображается свернутый свиток в откинутой назад руке Младенца. Впрочем, динамика может быть выражена и по-другому.
До одиннадцатого века изображения подобного рода нам неизвестны, что, собственно, и заставляет задавать вопросы. Почему появляется такая яркая иконографическая особенность? Но сначала рассмотрим примеры.
Пелагонитисса - так в славянских европейских странах называли этот образ, прославленный в Пелагонии в Македонии (копировали наиболее интенсивно с одиннадцатого по шестнадцатый век). Собственно, и распространяли образ в основном славянские иконописцы.
Другая поза Богомладенца, но тоже активная, на иконе Киккской (гора на острове Кипр называется Киккос и там находится монастырь). Она известна тоже с одиннадцатого века, тогда её привезли из Константинополя, но считается написанной апостолом Лукой. Исследован образ очень слабо, с шестнадцатого века он закрыт покровом, и его не снимают ни по каким праздникам.
На Руси копии известны с семнадцатого века, причём иногда название менялось на Кипрскую (что тоже правильно). Но появлялись и свои образы, однако точно установить, насколько они были похожи на описанные, невозможно, потому что сами они утрачены, а их копии представляют весьма разнообразные позы Богомладенца и не понятно, что могло послужить исходным образом.
А теперь о смыслах. Все точки зрения можно свести к трём:
Первая. Подражание западноевропейским образцам. Приводят даже конкретные аналоги. Но минусов у такой позиции много. Распространённость образов с играющим Богомладенцем в Западной Европе (например, Италии) гораздо более поздняя, чем одиннадцатый век. Для тогдашней Европы именно Византия была законодателем мод в области живописи, а не наоборот. В Византии не копировали образцы из чисто эстетических соображений, а всё наделяли богословским смыслом.
Вторая. Формирование из иконографии «Сретения Господня». Характер движения Младенца Христа напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан вырывающимся из рук Богоматери. Это соответствует текстам византийских проповедей и толкований, посвященных принесению Богомладенца в храм. В текстах ясно выражена мысль, что Богомладенец как бы устремляется от Матери на руки Симеона, проповедующего о Жертве Христовой. Поэтому Лик Богородицы в старинных образах "Взыграния" полон печали.
Третья. Динамичная поза Богомладенца создает параллель между детскими забавами и Крестными страданиями. Как ребенок принимает разные неэстетичные позы, так и человек в процессе мучения двигается неэстетично. Изломы фигуры, не характерные для строгих и благообразных иконописных сюжетов, можно соотнести только с образами, в которых эта благообразность и благолепность нарушается, а это именно страстные изображения. К тому же Богоматерь в таких образах иногда получает свиток из рук Иисуса Христа, как бы учение Господа для Церкви. Таким образом, единение Их является послушанием Богородицы-Церкви Господу.
Вторая и третья точка зрения вполне могут быть объединены, так как указывают на страстной аспект изображения.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!