Рубрика «Как я встретил вашу маму: ромком про треугольник Карпмана» Выпуск 25, серия 17 "Жизнь среди горилл".
Я сейчас не про те манипуляции, на которых красными гигантскими буквами написано: "Внимание! Внимание! Это манипуляция! Мы сейчас тебе попытаемся что-то продать!". Нет, есть множество каналов и блогов, посвященных такого рода манипуляциям. Не смею отнимать их хлеб.
Я, как обычно, про те манипуляции, которые являются частью нашей жизни, которые постоянно случаются между самыми близкими людьми причем из самых лучших побуждений. Такие манипуляции не осознаются самими манипуляторами, не являются нарочными, специальными, однако влияют на отношения не лучшим образом. Они порождают неприятные чувства (например, чувство вины, стыда, обиды, жалости), часто приводят к непониманию и разочарованию, повышают количество и градус конфликтов. В общем, и люди-то близкие, любимые, а лада, мира, взаимопонимания и уважения как-то между ними нет.
"Манипуляторы по неволе" порой сами верят в то, что действуют во благо другого человека. Они хотят помочь, быть полезными, нужными, вежливыми, правильными... вариантов много. Уловок и крючков у них – большой арсенал, хотя чаще всего они используют его интуитивно, по наитию.
В очередном эпизоде сериала "Как я встретил вашу маму" мы можем наблюдать два маленьких диалога, которые показывают нам такие манипуляции и то, как человек ведется на них.
Диалог первый
Маршалл очень озабочен судьбой мира и экологическими проблемами. Он считает, что кофейная индустрия наносит окружающей среде непоправимый вред. В тот самый миг, когда Маршалл начинает разглагольствовать на эту тему, его друг Тэд предлагает ему кофе:
– Ты не хочешь кофе?
– Я говорю о том, что кофейная индустрия производит необратимые...
– Хорошо, я его вылью.
– Ладно, давай одну кружку.
И вот Маршалл уже соглашается выпить кофе, находит массу оправданий для своего поступка (первый рабочий день на новом мечте, надо быть в форме, взбодриться, всё такое) и кокетливо отодвигает свои убеждения в сторонку. Маршалл попался, Тэд "навязал" ему кофе.
Диалог второй
Маршаллу не нравится его работа, он хотел бы оттуда уйти, однако его друг Барни в этом не заинтересован. Он давит на Маршалла, чтобы тот остался:
– Вся эта корпорация просто... это не для меня.
– Ну конечно не для тебя. Это для Лили.
И далее Барни рассказывает о том, какая у Маршалла замечательная и привлекательная невеста Лили, как она достойна большего, как ее нужно обеспечивать и сколько будет расходов после свадьбы и рождения детей.
Маршалл всё это слушает. Он понимает, что Барни прав, и... соглашается остаться. Ради Лили, конечно же!
Мало согласиться. Важно сделать это вовремя.
Итак, оба раза Маршалл соглашается с доводами своих друзей, которые по жизни им манипулируют. Несмотря на то, что Маршалл парень крупный и выглядит внушительно, но в принципе "ведомый", ему нравится подчиняться и соглашаться. Ну, а раз так, то и никакого конфликта интересов нет.
Но если бы Маршаллу надоело, что все и всегда всё решают за него и вместо него, если бы он вдруг решил резко повзрослеть и перестать играть в такие игры, то ему пришлось бы научиться выстраивать коммуникацию иначе.
Он уже умеет хорошо соглашаться, поэтому именно этот навык он может оставить при себе. Это можно сделать "сильной стороной", инструментом для противостояния манипуляциям.
- Тэд предлагает вылить кофе? Хорошо, выливай.
- Барни предполагает, что всё это ради Лили? А ведь действительно, кажется, что ради Лили. А сама Лили что об этом думает? Пойду узнаю.
Манипулятор даже на подсознательном уровне ожидает определенной реакции. Если реакция предполагает согласие, манипулятор ожидает его в определенный момент. Но если согласие выдать в другое время, значительно раньше, то манипуляция рассыпается, а манипулятор лишается возможности влиять на собеседника дальше.
Ну а друзья, знакомые, мамы, сестры, братья и коллеги, "вылив пару чашек кофе" (выбросив несколько пирожков / подавившись лишним пирожным / потратив зря деньги на билет) и увидев, что никто не шутит, перестанут что-то навязывать.
Все статьи рубрики: