Моя дочь – подросток. А этот возраст, как известно, таит в себе много сложностей и проблем, с которыми приходится сталкиваться как самим переживающим его, так и взрослым, которые находятся рядом с начинающим взрослеть человеком. И во многом от них и зависит, как подросток будет проживать этот непростой период в своей жизни.
Как все начинается. Если кто не знает или уже не помнит, как это происходит, то напомню –явными признаками начинающегося пубертата, именно с психологической стороны, является конфронтация, отрицание, противопоставление себя другим, чувство собственной исключительности, чувство, что ты особенный, а другие тебя не понимают, попытки проявить независимость, желание делать все по-своему или даже назло.
Все эти проявления могут весьма сильно бесить родителей и в целом взрослых, не готовых к наступлению периода взросления у своих детей. Если это, по какой-то причине, застало родителей врасплох, и для них неожиданность, что буквально вчера была девочка как девочка или мальчик как мальчик, а сегодня спорит и хамит, то да, это будет трудно осознать и принять. Но принять придется точно. И лучше перед этим осознать.
Так вот, примите – это уже не совсем ребенок, это переходная стадия. Он уже не будет вам так подчиняться как раньше, вы не сможете на него надавить, как когда-то, вы уже для него не абсолютный авторитет, как когда-то было. Теперь для него может быть важнее, что скажет приятель или подружка, чем вы. А иногда, когда ему будет казаться, что вы слишком навязчивы, он будет делать вам назло, наоборот, лишь бы показать, что он сам способен решать, как поступать.
В этом и проявляется начало сепарации, отделения себя от родителей. Подростки как будто начинают осознавать, что они – не продолжение своих родителей, а отдельные люди, которые должны быть самостоятельными и сами принимать решения в своей жизни. Другое дело, что желание быть самостоятельными появляется, а вот реализовать его в полной мере они еще не могут. Из-за этого подростки могут раздражаться, потому что это своего рода конфликт – хочу, но не могу. И они начинают создавать такие ситуации, в которых они могут проявить свою самостоятельность хоть в чем-то, тем самым теша свое самолюбие.
Но, несмотря на протестное поведение, отстаивание своих границ и т.д., подростки во многом еще сохраняют детские модели поведения, в частности, они еще не способны взять на себя ответственность во многом. Поэтому, когда возникают серьезные ситуации, несмотря на то, что вести себя они пытаются независимо, когда наступает момент ответа за свои дела, они, как правило, ищут поддержки у взрослых, потому что сами еще не знают, что делать, их пугает ответственность, они к ней пока не готовы. Этот период наиболее сложный, так как он переходный и называется кризисом неспроста. Когда два способа поведения – детский (родители лучше знают, скажут и покажут, что делать, защитят и помогут), и взрослый (я сам все могу, мне не нужны советчики, я сам лучше знаю, сам буду решать), еще не совпадают. Именно потому, что поступать-то я хочу как взрослый, но вот не готов еще нести за свои поступки полной ответственности.
Период одинаково сложен как для самих подростков, так и для родителей. Но, на мой взгляд, подросткам можно простить то, что ведут они себя порой не лучшим образом, потому что, зачастую, ими движут противоречия, и для них это в первый раз. А вот взрослый обязан найти оптимальные способы взаимодействия со своим ребенком, эффективно и наименее болезненно действующие, для того, чтобы облегчить прохождение данного кризиса...
2 часть здесь