Найти в Дзене
В кино с Варварой

Дарья и Лушка Людмилы Хитяевой в шолоховских экранизациях: ну, разве они похожи?

Случилось мне недавно спорить с моей приятельницей по поводу ролей Людмилы Хитяевой в фильмах «Тихий Дон» (1957-1958) и «Поднятая целина» (1959-1961). Подруга утверждала, что талантливая актриса Хитяева повторяет в экранизациях М. А. Шолохова один и тот же типаж. Конечно, на первый взгляд, Дарья и Лушка – просто близнецы-сестры. Внешним обликом и манерами схожи: обе статные, сильные, цветущие яркой казачьей красотой. Причем, красоту свою несут с достоинством, гордятся ею. Знают себе цену. Потому как обладают чарующей, лукавой женственностью. И обе понимают, что красота их имеет власть над мужчинами. К тому же и Дарья, и Лушка высокоморальным поведением не обременены. Да и обе с характером – бойкие, смелые, стервозные даже. Все это так. Однако на том сходство Дарьи и Лушки заканчивается. Дарья из «Тихого Дон» – образ трагичный. А все потому что старый жизненный уклад тяготеет над ней, как домоклов меч. Хотя Дарья и пытается вырваться. Быть своенравней, бесшабашней, злее, чем е

Случилось мне недавно спорить с моей приятельницей по поводу ролей Людмилы Хитяевой в фильмах «Тихий Дон» (1957-1958) и «Поднятая целина» (1959-1961).

Фото из открытых источников интернет. scale_1200.jpg Кадры из фильма  «Тихий Дон»
Фото из открытых источников интернет. scale_1200.jpg Кадры из фильма «Тихий Дон»

Подруга утверждала, что талантливая актриса Хитяева повторяет в экранизациях М. А. Шолохова один и тот же типаж.

Конечно, на первый взгляд, Дарья и Лушка – просто близнецы-сестры. Внешним обликом и манерами схожи: обе статные, сильные, цветущие яркой казачьей красотой. Причем, красоту свою несут с достоинством, гордятся ею. Знают себе цену. Потому как обладают чарующей, лукавой женственностью. И обе понимают, что красота их имеет власть над мужчинами.

Фото из открытых источников интернетHityaeva-na-avu.png Кадр  из фильма  «Тихий Дон»
Фото из открытых источников интернетHityaeva-na-avu.png Кадр из фильма «Тихий Дон»

К тому же и Дарья, и Лушка высокоморальным поведением не обременены. Да и обе с характером – бойкие, смелые, стервозные даже.

Фото из открытых источников интернет4-13.jpg Кадр из фильма «Поднятая целина»
Фото из открытых источников интернет4-13.jpg Кадр из фильма «Поднятая целина»

Все это так. Однако на том сходство Дарьи и Лушки заканчивается.

Дарья из «Тихого Дон» – образ трагичный.

А все потому что старый жизненный уклад тяготеет над ней, как домоклов меч. Хотя Дарья и пытается вырваться. Быть своенравней, бесшабашней, злее, чем есть на самом деле. Она даже совершает страшный поступок: принародно расстреливает человека. Якобы мстит за мужа. На самом деле не мстит – себя утверждает. А потом получает деньги за свой «подвиг» от белого командования.

Фото из открытых источников интернет732e652752c6333337bf09fa6f302933.jpgКадр  из фильма  «Тихий Дон»
Фото из открытых источников интернет732e652752c6333337bf09fa6f302933.jpgКадр из фильма «Тихий Дон»

И вот тут бы и свершить ей переворот в своей жизни. Взять да и уйти от Мелеховых. Ведь после смерти мужа ее ничто не связывает с ними. Вот только начать новую жизнь ей не по силам – мышление у нее патриархальное потому что.

Фото из открытых источников интернетd480a33715aab031d7071ac07456bacd.jpgКадр  из фильма  «Тихий Дон»
Фото из открытых источников интернетd480a33715aab031d7071ac07456bacd.jpgКадр из фильма «Тихий Дон»

И страшный финал Дарьи тоже оттого, что она – дитя своего времени. Потому что Дарья даже мысли не допускает, что можно преодолеть дурную болезнь и избежать позора. А еще она горько одинока. Не встретилась на ее пути та самая любовь, что у Аксиньи с Григорием….

Фото из открытых источников интернетtihij.don.1958.5.avi.image1.jpgКадр  из фильма  «Тихий Дон»
Фото из открытых источников интернетtihij.don.1958.5.avi.image1.jpgКадр из фильма «Тихий Дон»

А вот Лушка, как не крути, – персонаж более жизнестойкий. Она вся – порождение нового вихревого, революционного времени.

Фото из открытых источников интернетscale_1200.pngКадр из фильма «Поднятая целина»
Фото из открытых источников интернетscale_1200.pngКадр из фильма «Поднятая целина»

Хитрая и разбитная, она быстро смекнула, что новая власть, помимо прочего, еще и женщин раскрепощает. Вот Лушка и рада стараться: ведет себя как настоящая феминистка. Мужа оставляет не глядя. Романы крутит направо и налево.

Фото из открытых источников интернетscale_1200 (1).jpg Кадр из фильма «Поднятая целина»
Фото из открытых источников интернетscale_1200 (1).jpg Кадр из фильма «Поднятая целина»

А, в конце концов, и вовсе порывает с привычным укладом. В город уходит. И остается в памяти хуторян красивой, смелой и вольной.

Фото из открытых источников интернет2-2.jpg Кадр из фильма «Поднятая целина»
Фото из открытых источников интернет2-2.jpg Кадр из фильма «Поднятая целина»

Надо сказать, что Людмила Хитяева бесподобна в обеих ролях.

Недаром и в «Тихий Дон», и в «Поднятую целину» ее сам Шолохов утвердил. А он-то знал толк в настоящих казачках.

А критики, правда, спустя годы, где-то в конце 80-х, о Людмиле Хитяевой писали, что благодаря шолоховским героиням она была одной из первых кинозвезд, не побоявшихся выглядеть на экранах свободной, раскрепощенной, притягательной и желанной.

Фото из открытых источников интернетHityaeva.jpg
Фото из открытых источников интернетHityaeva.jpg

Да и коллеги Хитяевой восхищались ее талантом перевоплощения.

Так, актер Евгений Матвеев, сыгравший Макара Нагульнова, говорил, что «Лушка, сыгранная Хитяевой, – шолоховская казачка. Она достоверна в каждом движении, слове, жесте…».

Фото из открытых источников интернет168598.jpg  Кадр из фильма «Поднятая целина»
Фото из открытых источников интернет168598.jpg Кадр из фильма «Поднятая целина»

Утверждают, что на роль Лушки пробовали шесть актрис. Режиссер «Поднятой целины» позже вспоминал, что на пробах все эти кандидатки слишком старались изобразить разгульность героини. И все сплошь выглядели ряжеными, насквозь фальшивыми. А вот Хитяевой удалось, сохранив естественность, показать привлекательность Лушки, неоднозначность ее характера.

Фото из открытых источников интернетb7e4957ffe417e4801040161974e12af.jpgКадр из фильма «Поднятая целина»
Фото из открытых источников интернетb7e4957ffe417e4801040161974e12af.jpgКадр из фильма «Поднятая целина»

А съемки для Людмилы Хитяевой были сложными. Особенно в «Тихом Доне». «Играя Дарью, – впоследствии вспоминала актриса, – я научилась косить, жать, пахать, готовить еду, плавать». Можно добавить, – и плакать.

Фото из открытых источников интернет584819.jpgКадр  из фильма  «Тихий Дон»
Фото из открытых источников интернет584819.jpgКадр из фильма «Тихий Дон»

Известно, что как только Хитяева приехала на съемки, режиссер Сергей Герасимов тут же предложил молодой актрисе сложнейшую сцену причитания над погибшим супругом, Петром. Актриса потом рассказывала, сколько душевных сил ей пришлось затратить, чтоб проникнуться нужным настроение, а главное, уподобиться манере народного плача, который она наблюдала воочию в соседней станице.

Фото из открытых источников интернет118aec4640bc3849ac428377d2b898ae.jpeg
Фото из открытых источников интернет118aec4640bc3849ac428377d2b898ae.jpeg

И, тем не менее, именно Дарья – особенная роль для Хитяевой. Актриса призналась однажды: «Когда меня спрашивают о самой любимой роли в кино, я отвечаю: шолоховская Дарья. Натура удивительно богатая, сильная, страстная…».

А что вы думаете об этом, дорогие читатели?

Пишите в комментариях.
*Фото взяты из коллекции Яндекс.картинки