Очень я люблю Народного артиста СССР Евгения Семеновича Матвеева. Считаю одним из самых колоритных актеров советской эпохи. Не знаю, похож ли на своих экранных персонажей был в реальной жизни Матвеев. Да и важно ли это? Главное то, что в его экранных героев влюбляешься всерьез и надолго. От них так и пышет страстным пламенем жизнелюбия, искренности, невероятной русской раздольностью. Таковы Будулай, Захар Дерюгин, Нехлюдов. Да и многие другие.
Но для меня он, в первую очередь, Макар Нагульнов из «Поднятой целины». Никого больше в этой роли не представляю.
Между тем, трёхсерийная кинолента 1960 года «Поднятая целина» по одноименному роману Михаила Шолохова в последние лет так 25 фактически забыта. Вспоминают и показывают по ТВ иногда (Слава Богу!) герасимовский шедевр «Тихий Дон». А вот к «Поднятой целине» отношение пренебрежительное. А жаль. Фильм очень хороший. В первую очередь, правдой народных характеров. А еще, бесспорно, прекрасной игрой актеров. В фильме блистают Петр Глебов, Николай Крючков, Людмила Хитяева, Игорь Дмитриев, Андрей Абрикосов.
Но даже среди них выделяется Евгений Матвеев в роли идейного секретаря партийной ячейки, убежденного коммуниста, фанатично преданного мировой революции. Кстати, вначале Матвееву предлагали роль Семена Давыдова. Но у актера была давняя мечта вжиться в образ именно Макара Нагульнова.
Годы спустя Матвеев признался:
«Я не мог отдать эту роль другому человеку, не мог "потерять" ее. Еще с мальчишеских лет, когда я впервые прочитал книгу Шолохова, Нагульнов стал любимым моим героем, образцом мужества и доброты, символом преданности идеалам революции. И как у каждого актера есть один, самый близкий и дорогой его сердцу образ, так и у меня был Макар Нагульнов».
Говорят, на пробах Матвеев произвел такое сильное впечатление, что сомнений ни у кого в съемочной группе не осталось: это именно его роль.
Говорят еще, что Матвеев потому так талантливо сыграл Нагульного, что было в этом шолоховском образе нечто личное. Его отец, красноармеец Семён Матвеев, был чем-то похож на героя Шолохова. Также страстно рвался в бой с «мировой контрой», также легко разорвал семейные узы….
А, вообще, как мы помним, Макар Нагульнов – натура, мягко говоря, неоднозначная. Человек, «живущий на пределе физических и эмоциональных сил». Борьба за «счастье мирового пролетариата» становится смыслом его существования и полностью затмевает реальную жизнь, в которой есть место и семейному уюту, и любви. Собственно, характер героя-коммуниста, соткан «из одних углов». И он очень шолоховский, надо сказать. Присмотреться, так и не герой вовсе. А живой человек. Трепещуще живой. Страстный, преданный, ошибающийся, великий и смешной одновременно. Он и истреблять без пощады готов сторонников частной собственности. И в то же время невероятно сентиментален, когда речь заходит о благоденствии мирового пролетариата. Готов ради этого даже изучать многотрудное «аглицкое наречие».
Вот именно поэтому, как будто видишь его воочию, такого нелепого, трогательного и родного. И неимоверно сжимается сердце в финале…
Помните:
«Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака…»?
Мне, вообще, всегда казалось, что дело даже не в конкретно взятой идеологии, и не в конкретном историческом времени. Макар Нагульнов – романтик, страстно преданный идее до конца. А такие рождались во всякие эпохи, да и будут рождаться. В этой преданности – красота и ужас таких натур. Не способных, увы, уживаться с простыми смертными. Обреченными на одиночество. А то и на погибель…
Вот такого Нагульного и сыграл Евгений Матвеев. Прожил, вернее… И считал эту роль главной в своей кино-биографии.
Но, между прочим, Нагульнов принес актеру не только славу… Однажды чуть не погубил. Дело было так. Вскоре после выхода фильма «Поднятая целина» Матвеев принимал участие в концерте «Товарищ Кино», который проходил на огромном стадионе. Актер должен был проехать перед публикой на конной тачанке в гриме Нагульного. Но лошади, напуганные громкими криками с трибун, понесли. У повозки отвалилось на скорости колесо. Актёр упал, сильно повредил позвоночник. Потом два года лежал прикованный к постели. Чудом не стал инвалидом на всю жизнь.
А к Шолохову Матвеев еще вернулся. В 1971 году Евгений Семенович сам снял киноленту «Смертельный враг» по мотивам «Донских рассказов» Михаила Александровича. Актер сыграл в этом фильме главную роль – чем-то похожего на Нагульного убежденного коммуниста, председателя поселкового коллектива Арсения Андреевича Клюквина, которого оставила жена...
Евгений Матвеев – наша гордость навсегда. Я так всегда считала.
А потом нашла подтверждение своим мыслям в воспоминаниях Андрея Кончаловского, который писал:
«Кино в России должны снимать такие, как Женя Матвеев. Тогда кино будет быстро развиваться. Это будет национальное кино».
Подобное высказывание из уст известного скептика и строгого ценителя искусства дорогого стоит. Значит, все-таки есть на свете бесспорные ценности.
Пишите в комментариях свои мнения.
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"
*Все фото из Яндекс.Картинки