– По-вашему, живым на планете является буквально всё?
– И не только на нашей планете. Жизнь есть не единственно определенным образом организованная «в организм» форма существования молекулярных комплексов «органических» атомов и молекул. Это лишь один из вариантов, частный, так сказать, случай жизненных проявлений. Служить рецепторами и проводниками, а также «мозгом» могут не только белки и углеводы. Гуманоиды (если они существуют, во что мы, конечно же, верим) - это отнюдь не белки, пусть даже и инопланетные. Науке до сих пор неизвестен состав «светоносного эфира» («тёмного вещества») космоса. Брать на себя ответственность заявлять, что жизнь и смерть - это единственно то, о чем пишут в школьных учебниках и научных диссертациях «кандидаты наук», неправильно в силу совершенно объективного обстоятельства.
– Какого?
– Отсутствие научного критерия истины. Как можно говорить, что это, например, «правильно», а это «неправильно», если отсутствует эталон?
– И всё-таки, какое бы определение жизни на сегодняшнем, материалистическом отрезке, нашего естественного исторического пути могли бы предложить вы?
– Хороший вопрос. Но чтобы было понятным, что является прообразом моего мнения, предлагаю еще раз заглянуть в Космос. Мы живём на планете Земля. Сама планета входит в состав Солнечной системы, которая, в свою очередь, является крохотной частичкой огромного звёздного скопления — спиральной галактики Млечный Путь. Этот гигантский, бешено вращающийся звёздный «город» раскинулся на площади с поперечником 100 тысяч световых лет (950 миллионов миллиардов километров!) Но Млечный Путь - одна из множества галактик. Вместе с тремя десятками других галактик он входит в состав системы, называемой Местной Группой. Самые большие его «жители» - Млечный Путь и Туманность Андромеды. За пределами Местной Группы, в области доступной для астрономических наблюдений, находятся десятки миллионов других галактических скоплений в несколько тысяч раз более массивных, чем Местная Группа. И, наконец, эти скопления организованы в еще более крупные сверхскопления. Наша Местная Группа входит в состав Местного Сверхскопления.
– Как семейство матрёшек...
– Или Стоунхендж, чьи мегалиты можно продолжать выстраивать в круги, как во внутреннюю, так и во внешнюю сторону. Млечный Путь, как и другие спиральные галактики, имеет форму диска с утолщением в центре, где плотность звёзд особенно велика (балдж). Сам диск погружен в сферическое гало, где есть старые звёзды, но нет газа, а потому нет и молодых звёзд. Кроме того, и диск и звёздное гало погружены в огромное гало «тёмной материи».
– Это очень напоминает описанное вами парадоксальное устройство человеческих организмов — тот же комплекс из видимой органической части и невидимого гало «тёмной материи» с «разумными звёздами» («кащеевскими иголками») внутри. К слову, если уж мы так буквально подобны друг другу, где в Солнечной системе обитают её летающие «компьютеры»?
– В Поясе Эджворта-Койпера. А также в области, называемой облаком Оорта. В 1952 году американский астроном Джерард Койпер предсказал существование за пределами орбиты Плутона области, где сосредоточены короткопериодические кометы. Аналогичную гипотезу выдвинул двумя годами ранее другой ученый — Кеннет Эджворт. Эта область известна сейчас под названием Пояса Эджворта-Койпера.
– Так речь о кометах?!
– Да. Все кометы можно разделить на два типа: долгопериодические и короткопериодические. У первых период обращения вокруг Солнца превышает 200 лет. Их орбиты, как правило, сильно вытянуты, наклонены к плоскости, где лежат орбиты большинства планет, под самыми разными углами. Поскольку эти кометы приходят к нам с окраины Солнечной системы, а их траектории имеют разные углы наклона по отношению к эклиптике, астрономы полагают, что они образуют сфероидную оболочку, которая окружает нашу планетарную систему. Эта оболочка и называется облаком Оорта. Автором этой идеи является голландский астроном Ян Хендрик Оорт, чьим именем выше обозначенное «облако» и названо. Каждый раз, когда комета приближается к Солнцу, она теряет часть своего вещества, а потому время ее жизни ограничено: по оценкам оно не превышает нескольких десятков тысяч лет.
- Однако с момента образования Солнечной системы прошло несколько миллиардов лет, а кометы продолжают существовать. В чем тут дело?
- По мнению Оорта, всё объясняется существованием на окраинах Солнечной системы огромного, диаметром около 2 световых лет, резервуара с замороженными кометами. В своём вращении вокруг центра нашей галактики Солнце оказывается на расстоянии нескольких световых лет от ближайших звёзд. Эти звёзды воздействуют на солнечную систему таким же образом, как Луна на Землю: вызывают в ней нечто подобное приливам и отливам. В это время некоторые кометы выходят за пределы Облака Оорта и попадают во внутренние области солнечной системы. Эти долгопериодические кометы видятся нам приходящими из самых разных областей космического пространства и движущимися по самым разным орбитам. Они-то и живут от тысячи до миллионов лет. Ближе к Солнцу, но далеко за Плутоном, находится область пространства в форме бублика – «морозильная камера» с короткопериодическими кометами (Пояс Койпера). У большинства короткопериодических комет орбиты лежат в плоскости эклиптики — в отличие от комет долгопериодических, чьи орбиты наклонены к ней под разными углами.
– Послушайте! Так может, это именно кометы баламутят землян, то и дело провоцируя их на совершение революций, государственных переворотов и войны?
– Ваша догадка неоригинальна: испокон веков появление на небе хвостатых красавиц считалось у народа дурным знаком. Впрочем... Задачей этой книги не является исследование космоса и его влияния на состояние здоровья людей. Этот факт уже практически доказан и не вызывает сомнений. Цель моей книжки другая: предложить читателю идею подобности всего сущего во Вселенной. Принцип организации солнечной системы, чьей частичкой является разумный вид, не может отличаться от принципа устройства и организации Млечного Пути, Местной Группы, Местного Сверхскопления... и так до бесконечности. И вполне логичным, я думаю, явится предположение, что принцип устройства Вселенной, который делает ее существование еще и таким устойчивым, просто обязан лежать в основе явления жизни.
– И какое определение здесь можно предложить?
– Жизнь — это физический феномен, возможность осуществления и проявления которого основаны на универсальном принципе существования и обмена информации внутри замкнутого энергетического комплекса, представляющего собой сложную систему, состоящую из элементов барионной и «тёмной» материи и управляющих ими энергетических полей, находящихся по отношению друг к другу в состоянии устойчивого динамического равновесия.
– Если же равновесие нарушается...
– Система приходит в неустойчивое состояние, начинает разрушаться. Помните, как в сказке о Василисе Прекрасной Иван-царевич казнил Кощея? Прежде чем добраться до заветной иголки соперника ему пришлось сначала преодолеть несколько степеней ее защиты: вначале были разрублены цепи, на которых висел на мощном дубе заветный ларец (т. е. нарушена целостность самого комплекса), затем вскрыт ларец, потом убит выскочивший оттуда заяц, потом вылетевшая из зайца утка, потом... Потом примчался почувствовавший приближение смерти уже надломленный душевно (не путать с духовностью — это разные вещи) Кощей Бессмертный. Он униженно просил царевича не разбивать добытое яйцо, не разрушать окончательно заветный, здесь буквально - жизненный его комплекс. Когда же непреклонный царевич раздавил яичко, смертельно раненный, но всё еще живой Кощей упал на колени... Да, он был всё еще жив и в сознании, но уже не в силе... И хруст ломаемой иглы явился последним аккордом в его жизненной пьесе...
– В общем, «устройство» homo sapiens, повторимся, совпадает с устройством сказочного Кощея?
– Так. Однако если учесть, что и сама сказка является творческой моделью реальности, то здесь лучше и уместнее было бы сравнение с космической галактикой. Однако речь сейчас не только об этом...
(продолжение следует...)