Эдвард Окунь (1872 - 1945) — польский художник, яркий представитель стиля модернизм. Он родился в 1872 году в богатой дворянской семье, но очень рано осиротел.
Получив хорошее наследство, он смог получить хорошее художественное образование.
Его стиль всегда был модерном: декоративным, стилизованным, близким к символизму. Стиль где-то между историческим (средневековым), мифологическим и фантастическим.
Немалую роль в его творчестве играла музыка. Через всё свое творчество Эдвард Окунь пронес одну из своих навязчивых идей: представить музыку через изображение на полотне.
Гимном музыке является его картина "Филистимляне", созданная в 1904 году.
В центре картины изображен музыкант, играющий на скрипке. А вокруг него скучающие, даже заснувшие люди, которых он и назвал филистимлянами, подразумевая под этим словом невежественных, мелочных, ограниченных, людей, у которых нет никаких стремлений в жизни, кроме еды, сна и существования. Им не нужна музыка, им не нужна красота.
Лишь одна женщина завороженно слушает музыканта. Окунь хочет сказать, что даже если есть один слушатель, один зритель, один понимающий, то нужно играть. Даже для одного. Потому что за ним обязательно придут другие.
Но музыка в понимании Эдварда Окуня - это не просто набор нот, не просто песенки, наполняющие жизнь. Музыка - это нечто высокое, духовное.
Это свое отношение к музыке он отобразил на картине "Святая музыка", написанной в 1915 году.
На картине изображена молодая женщина, играющая на фисгармонии перед витражом с двумя ангелами. Очевидно, она находится в церкви. Свет проникает через это красочное окно и создает светящийся ореол вокруг головы женщины.
Женщина, словно святая Цецилия, покровительница церковной музыки. Но, вместе с тем, земная женщина. Ведь для этой картины Окуня позировала Зофия, жена художника и его любимая модель.
В понимании художника музыка рождается на небесах, в райских кущах. Как на картине "Концерт", написанной в 1912 году.
Только великие мастера могут услышать музыку небес. И тогда рождается Музыка.
И так было всегда, даже в те времена, памяти о которых почти не сохранилось.
И не в этом ли счастье настоящего музыканта, умереть под звуки вечной музыки?
Ну и в заключении, еще одна известная картина Эдварда Окуня "Четыре струны скрипки", на которой художник изобразил символическую сцену смерти музыканта.
На переднем плане картине изображен гроб, , на котором лежит скрипка в окружении хризантем.
За окном четыре женщины выстроились в процессию, чтобы попрощаться с музыкантом и его инструментом.
Эта картина наполнена символизма. Если мы посмотрим на название «Четыре струны скрипки», то символика ясна: каждая из этих женщин представляет каждую из четырех струн инструмента.
Слева женщина с торжественным лицом и открытым ртом, представляет Соль, самую нижнюю струну скрипки. Ре и До — средние струны, первая элегантна и имеет тонкие черты лица, вторая с черными волосами косо смотрит на инструмент и не так серьезна. Эти три женщины поют ртом звуки, напоминающие соответствующие им ноты.
Наконец, справа самая высокая нота, Ми, не звучит. Это кажется самым загадочным. Она самая темная и смотрит на инструмент.
Как видите, Эдвард Окунь был поклонником музыки и глубоким знатоком ее технических данных, но он был еще и художником с изысканной эстетикой.
И пусть для вас всегда звучит хорошая музыка!