На 1\6 части суши, пространстве 1520 мм, 30 лет назад вместо единой железнодорожной сети под администрированием Министерства путей сообщения СССР возникло как минимум 18 отдельных организаций.
Каждая страна получила возможность развивать свою "железку" самостоятельно. Отсюда получаем великое разнообразие форм, идей и парадигм существования стальных магистралей. Мной, как исследователем железных дорог, данный факт воспринимается однозначно позитивно.
Сейчас на пространстве бывшего СССР есть конкретно деградировавшие сети (Молдавия, Абхазия, Киргизия). Есть и передовые железные дороги (Узбекистан, Беларусь). На фоне других сильно выделяются Қазақстан темір жолы (далее КТЖ). Которые пошли по нестандартному для СНГ пути.
Единственный из постсоветский стран, Казахстан максимально расширил частный сектор перевозок, что мы подробно рассматривали в предыдущей публикации.
Кроме прочего, казахи стали скупать вагоны, поезда и локомотивы буквально со всего света, как БУ, так и новые. Причём Россия в данном списке практически не представлена, об этом и поговорим...
Да, заказывать что-то из России на железных дорогах Казахстана с нулевых, похоже, стало дурным тоном.
Путешествуя по железным дорогам Казахстана, увидеть стандартные для СНГ российские локомотивы будет сложно. Разве только, то что осталось со времён СССР. За месяц пребывания в Казахстане автор не встретил ничего "нашего", все "басурмане" родом из Германии, Франции, США, Китая, Испании и т.п.
Вот они. Электровоз KZ4AC германской компании Сименс:
Электровоз KZ8A французской фирмы Alstom:
CKD6е — тепловоз построенный «Цзыянская локомотивостроительная компания» (Китай). Это не единичные экземпляры буквально вся КТЖ теперь на них!
Ну и основа современного локомотивного парка Казахстана - американский "хмурый" тепловоз ТЭ33 различных модификаций. К слову, производится машина с некоторых пор в самом Казахстане по лицензии Дженерал Электрик.
Это настоящая рабочая лошадка КТЖ. Водит как грузовые, так и пассажирские и пригородные поезда. Отличается удивительно певучим громким гудком.
Есть на КТЖ несколько испанских Тальго. В России тоже была парочка южан, но в 22 году РЖД были вынуждены отказаться от их эксплуатации ввиду западных санкций. Жаль, красивый поезд.
Ещё один американец, только маневровый ТЭМ11А. Да, маневровое движение похоже полностью отдано на откуп за "бугор". Их производство также планируют переводить в Казахстан.
Грузовые вагоны новых партий, судя по всему, китайские.
Поезда метро - корейский Hyundai.
И даже БУ составы приобретаются не в России, а в Прибалтике. Читатели верно заметили, что поезд Атырау - разъезд имени Дины Нурпеисовой частной компании Otpan logistic состоит из вагонов фирменного «Латвияс Экспресис» Латвийской железной дороги (LDz), который раньше курсировал между Москвой и Ригой.
Латвии он теперь ни к чему, а в Казахстане не принято заморачиваться с перекраской.
Также мной обнаружен дизель-поезд DR1В - 3719 частной компании Solyx Экспресс. Ох и помотало его по бывшему СССР. Произведён как водится в Риге, до 2012 года работал в Эстонии, потом Таджикистан и Казахстан.
Он тоже сохраняет оригинальную окраску и логотипы (!) ещё дореформенной Эстонской ЖД, которых в самой Эстонии уже и не осталось!
В Казахстане этот поезд прозвали "червяк".
Есть в Казахстане польский дизель 630М.
Кроме того, в 2023 году стало известно о решении обновления ещё советского вагонного парка ни где нибудь, а в Швейцарии! Чтоб все так жили. Первый контракт на 500 штук уже заключён. Солидная для КТЖ цифра.
Итак, считаем страны, представленные на железных дорогах Казахстана: Германия, Франция, США, Китай, Испания, Швейцария, Латвия, Эстония, Польша, Корея, СССР, ну пусть будет и Казахстан с Россией. Поразительное разнообразие!
В целом, этот пёстрый зоопарк очень интересен, но каковы причины железнодорожной "русофобии" в Казахстане?
По идее, ведь выгоднее и надёжнее заказывать в РФ. Как с экономической, так и логистической стороны (если всё честно). Логично же? Не думаю, что с качеством всё настолько плохо, продукция тяжёлого машиностроения из РФ до сих пор идёт на все континенты.
Остаётся только рассмотреть теневые схемы, политику и неприязнь российского. Больше ничего в голову не приходит. Известно, что Казахстан самая русофобская страна на постсоветском пространстве, ИМХО примерно на уровне Прибалтики. Здесь делается всё, чтобы откреститься от русского прошлого и настоящего. Вот и до железных дорог добрались.
Видимо, политически выгодно разорвать все контакты с РФ, и поделом.
А немного российского в Казахстане всё же есть. Небольшие партии вагонов, локомотивов, несколько новых электропоездов производства Демиховского завода, что в Подмосковье. Причём данная модель появилась на КТЖ даже раньше, чем на РЖД (см. номер)!
Также в Казахстане существует удивительная частная Степногорская ЖД. С самыми древними электричками в бывшем СССР. Мой фоторассказ с этого интереснейшего полигона.
Мнение? Возможно я что-то упустил, дополняйте в комментариях.
Рубрика железнодорожье - будет интересна любителям стальных магистралей. Здесь всё от узкоколеек в лесной глуши и необычных моделях до скоростных поездов Узбекистана и эксклюзивных фоторепортажей. Уже больше 60 публикаций!