Найти тему

Парижские соглашения 1997 года как итог процесса стабилизации взаимоотношений между Россией и НАТО

В январе 1994 года на встрече на высшем уровне в Брюсселе руководители Североатлантического союза подтвердили, что союз открыт для вступления других европейских государств, способных развивать принципы Вашингтонского договора 1949 года и вноситьвклад в обеспечение безопасности Североатлантического региона.

В мае 1997 г. в результате сложных и многочисленных переговоров президентом России Борисом Ельциным и генсеком НАТО ХавьеромСолана было согласовано компромиссное соглашение между Россией и Североатлантическим Альянсом. Был подписан «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора». Он был направлен на строительство мира и демократии в европейском регионе, основанных на сотрудничестве партнеров. Провозглашалось, что Россия и НАТО не являются противниками и их главная задача есть преодоление конфронтации и укрепление доверия, а сам Акт должен был служить началу новых партнерских отношений между Россией и НАТО. Суть данных соглашений сводилась к уменьшению численности вооружённых сил, продолжению курса по сокращению количества летальных вооружений – еще в 1991 и 1993 были подписаны два договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, а также к выработке новой схемы безопасности, которая была призвана заменитьбиполярную систему международных отношений. Наиболее важным условием выступилоподдержание паритета в военной сфере, но не за счёт гонки вооружений. Бывшие противники представили прозрачную модель отношений, которая позволяла бы контролировать процесс сокращения наступательных потенциалов и одновременно укреплять сотрудничество в сфере безопасности.

При подготовке Акта обе стороны работали в обстановке нехватки времени – НАТО важно было подписать документ до формального приглашения в свои ряды Польши, Чехии и Венгрии, которые с 1994 года участвовали программе военного сотрудничества альянса с европейскими государствами и бывшими советскими республиками. Для Росси большое значение имело провозглашенное Основополагающим актом отсутствие у НАТО «намерения, плана и причины» размещать ядерное оружие на территории новых членов альянса и обещание пересмотра Договорапо обычным вооруженным силам в Европе.

Для реализации деятельности в рамках акта создавался Совместный Постоянный Совет Россия – НАТО. К ведению Совместного Постоянного Совета относились вопросы общей безопасности, и не могли рассматриваться проблемы, затрагивающие внутренние вопросы Альянса и России. СПС должен был служить механизмом для консультаций, сотрудничества и проведения совместных действий.

Деятельность «Совместного Постоянного Совета» основывалась также на принципе транспарентности: Россия и НАТО должны сообщать друг другу о возникших угрозах и тех мерах, которая каждая из сторон планирует предпринять для ликвидации этой проблемы.Парижские соглашения гарантировалиравноправное партнерство для России и государств-членов НАТО.

Предположения России, что путем участия в СПС получится воздействовать на отдельных членов НАТО, не оправдались. Руководство альянса твердо отказывалось обсуждать в рамках СПС такие первостепенные для России вопросы, как дальнейшее расширение блока, разработка новой Стратегической концепции НАТО, модернизация армий Польши, Чехии и Венгрии, формулировка единого мнения стран – членов альянса по данным темам. Новая стратегическая система, которая явилась продолжением внешнеполитической концепции от 1991 года, впервые была представлена в рамках СПС лишь 10 марта 1999 года и оказалась абсолютной неожиданностью для России. Данный процесс произошел прямо перед вторжением войск НАТО в Югославию 24 марта, когда в дискуссиях междуРоссией и альянсом уже доминировал вопрос конфликта вокруг Косово.

Таким образом, в 90-е годы XX века в условиях постоянно и быстро меняющейся международной обстановки организация взаимодействия между Россией и НАТО позволило в целом сохранить безопасность Европы. Исключая, конечно, Югославский инцидент, который необходимоотдельно исследовать как крупныйвнешнеполитический конфликт между Россией и Североатлантическим альянсом. Следствием упомянутого конфликта стало формирование в Российской Федерации собственной концепциинациональной безопасности, в которой НАТО рассматривается с точки зрения потенциального противника.

Взаимоотношения Российской Федерации с Западным блоком можно разделить на два этапа: первый характеризуется, в целом ошибочной, необоснованной и чрезмерной концентрацией международной деятельности политического руководства России на партнерстве с Западом, в первую очередь с США на их условиях. Второй этап характеризуется более рациональной позицией по внешней политике, определением собственных национальных интересов, стремлением к отказу от однополярности и переходу к концепциимногополярного мира.