Найти тему
Статьи
Поиск стратегии для России в условиях расширения НАТО на восток
Россия, значительно сократившаяся территориально и не имеющая такого влияния и веса на мировой арене, какие были у Советского Союза, но объявившая себя его правопреемницей встала перед задачей - обозначить свое положение в общемировых взаимоотношениях, определить первоочередные задачи и национальные интересы государства. Большое влияние на характер внешней политики за прошедшие более чем тридцать летоказали на тот момент взгляды президента Б. Ельцина, а также министра иностранных дел А.В. Козырева и связанной с ними политической и научной элиты. Также, нужно отметить, что с 1992 по 1996 годы доминирующим направлением внешней политики стало американское...
11 месяцев назад
Украинский кризис как угроза геополитическим интересам России в Восточной Европе
Южноосетинский конфликт 2008 становитсяпервой попыткой втянуть Россию в локальные конфликты на постсоветском пространстве с целью выставить ее международным агрессором. Важно отметить, что Грузия была отмечена Путиным в 2007 году как одна из сфер российского влияния,посягательство на которую будет расцениваться,как прямая угроза национальной безопасности страны. После этих событий 12 мая 2009 года президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым была утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 года. Согласно данной стратегии основной внешнеполитической задачей страны является возвращение статуса мировой державы, сохранение территориальной целостности и суверенитета...
11 месяцев назад
Процесс пересмотра стратегических приоритетов после Мюнхенской конференции 2007 года
В отличие от Запада Россия в течение целого десятилетия, вплоть до 2000 года никак не могла определиться ни со своей военной доктриной, ни внешнеполитической. Набор целей и задач во внешней политике страны, отраженный в концепции национальной безопасности от 1997 года, после Косовского инцидента показал свою неэффективность. В качестве примера можно привести события апреля 1999 года, когда парламент Союзной Республики Югославии, атакованной войсками НАТО, проголосовал за присоединение республики к союзу России и Белоруссии, образованному 2 апреля 1997 года. Российский парламент на экстренном...
11 месяцев назад
Парижские соглашения 1997 года как итог процесса стабилизации взаимоотношений между Россией и НАТО
В январе 1994 года на встрече на высшем уровне в Брюсселе руководители Североатлантического союза подтвердили, что союз открыт для вступления других европейских государств, способных развивать принципы Вашингтонского договора 1949 года и вноситьвклад в обеспечение безопасности Североатлантического региона. В мае 1997 г. в результате сложных и многочисленных переговоров президентом России Борисом Ельциным и генсеком НАТО ХавьеромСолана было согласовано компромиссное соглашение между Россией и Североатлантическим Альянсом. Был подписан «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора»...
11 месяцев назад
Последствия Югославского кризиса 1999 – эскалация и разрядка двусторонних отношений
На сессии НАТО 1997 года в Португалии, в связи со значительными изменениями политической мировой обстановки, диверсификацией деятельности альянса, появления программы «Партнерство ради мира», крахом СССР как основного противника, было принято решение о выработке новой Стратегической концепции. Стало очевидно, что вид угроз изменился, необходимо было локализовать конфликты, завершить начатое во времена«холодной войны» противостояние «недемократическим» режимам в разных регионах мира. Решение о поддержании демократических реформ в государствах Восточной Европы и в мире, открытие консультационных...
11 месяцев назад
Распад ОВД: Пересмотр стратегических целей и задач блока НАТО и начало нового этапа борьбы за сферы влияния на постсоветском пространстве
За все семьдесят лет существованияСевероатлантический альянс стал важнейшим инструментом навязывания американского военно-политического превосходства в мире. США, как ключевое звено данной структуры, укрепили свои политические позиции и экономическое влияние на мировой политической арене за короткийисторический период, процесс которого был ознаменован гегемонией Америки и однополярным мироустройством. Распад СССР стал поводом для пересмотра стратегии, целей и задач альянса. Если до 1991 года все действия НАТО были направлены на сдерживание коммунизма в Западной Европе, за которое, во многом, заплатили...
1 год назад
«Парад суверенитетов» в союзных республиках СССР
16 декабря 1986 г. в Алма-Ате состоялась демонстрация протеста после того, как Москва пыталась навязать на пост первого секретаря ЦК КП КазССР своего ставленника Колбина В.Г., работавшего до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС и не имевшего к Казахстану никакого отношения.  Внутренние войска подавили эту демонстрацию, которая в обществе получила название «Желтоксан». Стоит отметить, что общественное движение в странах средней Азии времен СССР не ставило своей целью достичь тотальной независимости от Советского Союза.Лишь можно назвать партию «Иттифак» (Ф. Байрамова) Татарстана, которая, начиная с 1989 года своей главной идеей имела независимость данного субъекта СССР...
1 год назад
Прибалтийские республики как инициаторы «парада суверенитетов» в СССР
Появление новых игроков в геополитическом пространстве не благожелательно восприняли мировые страны-лидеры, в частности СШАопасались непредсказуемых действий Украины, Беларуси и Казахстана с их ядерным потенциалом стратегического и тактического оружия. Страны Кавказа и Центральной Азии также вызвали беспокойство у демократического мира в отличие от республик Балтии, которые задекларировали евроинтеграционные стремления. В связи с нестабильной политической ситуацией в стране, к которой привели реформы М.С. Горбачева, набрали силу массовые националистические движения в республиках Прибалтики.  В августе 1987 г...
1 год назад
Становление «парада суверенитетов» как политического процесса
12 июня 1990 г. съезд народных депутатов СССР практически единогласно принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Форум заверил в своей решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Устанавливалась полнота власти РСФСР в решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые она добровольно передаст в ведение Центра. Действие актов СССР, вступавших в противоречие с суверенными правами РСФСР, прекращалось. В частности, ст. 7 провозглашала: «РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, установленном союзным договором и основанным на нем законодательством»...
1 год назад
Факторы возникновения «парада суверенитетов»
Основоположником термина «парад суверенитетов» является депутат РСФСР Петр Зерин, им данное выражение было использовано для формулировки того политического процесса, который происходил в стране.  Был проведен съезд депутатов в 1990 году, целью которого являлось определение стратегииразвития страны в связи с объявлением десятью республиками провозглашения государственной независимости. Именно с этого ключевого момента понятие «парад суверенитетов» было определенокак политическая терминология. Появлению...
1 год назад
Проблема суверенитета как составляющая кризиса политической системы
Несмотря на современные глобальные политические процессы, происходящие сразличной интенсивностью в мире, суверенитет государства в целом и его внешняя, и внутренняя политика, по настоящее время является значимой характеристикой для государства, и всей международно-правовой системы. Нет единой концептуально выстроенной теории суверенитета, которая бы формально охватывала универсальные для всех характеристики. Это связано с тем, что суверенитет из всех признаков государства является наиболее политическим. Более всего данное положение, как отмечает В.М. Дворецкий в своей статье «Государственный...
1 год назад