Здравствуйте, уважаемые читатели! Поговорим о свежем отечественном сериале «Кибердеревня». Сериал недавно даже отхватил премию «Сделано в России — 2023» по версии издания «Сноб». Посмотрим же на это чудо российского кинематографа.
Всё началось с роликов на ютюбе на канале Birchpunk (Берёзовый панк, он же русский киберпанк) в 2020 г. Ролики были классные и необычные. Мне они до сих пор очень нравятся. Отличная графика. Такое смешение наших русских пейзажей и узнаваемых особенностей с высокими технологиями будущего. Песни просто прекрасные. С удовольствием переслушиваю.
У роликов, конечно, были свои технические огрехи вроде немного недоделанного сценария, или постоянного повторения темы с записыванием роликов на ломаном английском разными персонажами. Но эти небольшие ошибки обычному зрителю были незаметны и мне тоже. Про огрехи я узнавала из роликов режиссёра Ивана Диденко.
В общем всё было мило, интересно и душевно. Но вот наши компании, которые занимаются сериалами, поняли, что «тема рулит» и решили выпустить сериал. И вот тут началось интересное.
Немного о команде создателей. Режиссёр Сергей Васильев, тот же самый человек, что режиссировал ролики. На других проектах незамечен. Также Сергей входит в команду сценаристов, которых 8 человек. Большинство из которых ничем кроме «Кибердеревни» не занимались. Некоторые из них были также заняты в других немногочисленных проектах. То есть команда новая, неопытная.
Немного о сюжете. Главный герой Николай Кулибин (Сергей Чихачёв) живёт на Марсе со своей семьёй. Он фермер и по совместительству гениальный изобретатель. Человек очень добрый, я бы даже сказала, патологически добрый.
Когда-то давно Николай Кулибин со своим другом Константином Барагозиным (Григорий Скряпкин) создал корпорацию по производству роботов в «каждый дом» «Ижевск Дайнемикс». Если немного подумать и посмотреть фото в интернете, то Вы быстро поймёте кого высмеивают через этого персонажа.
Вот так на сцене появилась «всесильная корпорация». Барагозин естественно оказался сволочью — выпер бывшего друга и присвоил все заслуги себе. Прошло много лет, и у Барагозина с советом директоров начались проблемы. Чтобы эти проблемы решить, они с заместителем Красносельцевым придумывают добывать на Марсе некий минерал, который поможет выйти из трудностей. Естественно, для этого нужно убрать всех с Марса. Всем соседям Николая дали денег и они съехали, а главный герой у нас принципиальный, он остался. Тут прилетает Барагозин и пытается уговорить бывшего друга по-хорошему. По-хорошему не получается, и ферму Николая начинают сносить. Тут благодаря череде случайностей наконец-то заработало изобретение Кулибина — переносчик сознания. И сознание коварного и бесчестного Барагозина перенеслось в робота-уборщика. А тело стало вести себя как годовалый ребёнок. И завертелось. Семью Николая увозят с Марса (они потом вернутся назад), Николай, пытаясь догнать семью, думая, что их отправили на Землю, всё-таки соглашается помочь вернуть тело роботу-Барагозину, Робогозину. Робогозин, естественно, врёт бывшему другу и скрывает, что семья Николая вернулась на Марс. Зам Барагозина со своей женой-голограммой пытаются удержать власть в «Ижевск Дайнемикс». Семья Николая борется со строителями завода. А наши главные герои Кулибин и Робогозин начинают свою космическую одиссею по русифицированным планетам Солнечной системы. Остальное посмотрите сами, если захотите.
А теперь о плюсах. Надо же сначала похвалить. Несмотря на жуткую вторичность сюжета и персонажей, а также всяческих пасхалок и штампов, сериал вытягивает его, как сейчас, модно говорить, сеттинг (среда, в которой происходит действие). Именно эта среда делает сериал свежим и новым. Классная графика, разные технические штучки-дрючки. Мне всё также нравятся песни. Очень понравилась игра Григория Скряпкина, который играл Барагозина. Понравилась его игра в роли великовозрастного младенца. Актёр в ней великолепен и органичен. Прямо молодец! Правда, когда он играл взрослого Барагозина, у него как-то неестественно получалось. Юмор добрый, не всегда смешной, но добрый и не ниже пояса, что тоже приятно. Главный герой Николай тоже очень милый, правда, играет он через раз. Но это уже к режиссёру претензии.
Есть один момент в сюжете, который прекрасен он своей истинностью. Момент такой — если крупный капиталист захочет забрать у тебя дом, ферму, работу, магазинчик и т. д., то ничего ты в одиночку сделать с ним не сможешь. Даже если не в одиночку, а семьёй. Тут победить можно только объединением с другими трудящимися и неравнодушными. Ярким примером чему у нас в России служит Парк львов «Тайган», который пытаются «отжать» у владельца уже много лет. Но именно общественный резонанс и помощь людей раз за разом спасают зоопарк. Хотя владельцы тоже стараются.
Я думаю, что создатели сериала во втором сезоне этот прекрасный момент сольют, потому что уже сейчас видно, к чему идёт дело, к обычной, в зубах застрявшей морали — надо просто быть хорошим человеком как Николай. Любить свою семью и не делать никому зла, и всё само рассосётся. А твой враг проникнется твоей добротой и поможет. Как нужно поступать в реальности, читайте здесь и здесь.
Хороший момент с высмеиванием подписок на всё: на холодильник, обои, на жену, на детей. Эта та шутка, в которой только доля шутки. Если не бороться за свои права, то у тебя всё отберут. И даже еду из холодильника без подписки не достанешь.
А вот теперь поехали по недостаткам и скрытым смыслам.
Актёры играют очень неровно (по моему мнению). То хорошо, то переигрывают, то не доигрывают. То не играют совсем как старшая дочка Николая и мальчик с Сатурна. Я не имею специального образования, но могу сравнить с работой актёров из советских фильмов. Возьмите, например, «Шестое июля». Посмотрите пять минут, как там работают актёры и как в «Кибердеревне». Это всё претензии к режиссёру Сергею Васильеву. Режиссёр Иван Диденко (человек по своих политэкономическим воззрениям весьма неоднозначный), но профессиональный режиссёр, разобрал несколько первых сцен «Кибердеревни». Он говорит, что актёров (молодых Барагозина и Кулибина) выпустили без исходного события и внутреннего текста. Старшая дочка Николая также вышла в кадр без внутреннего текста. У самого Николая в сцене со съемкой того самого знаменитого ролика заменили внутренний текст. В первом ролике на ютюбе был простой человек, который очень любит свой мир (свою ферму, почту России, свою работу) и приглашает всех прилететь и работать вместе, а в сериале — это человек неуверенный и стыдящийся. Обычный зритель, в том числе и я, не видит и не слышит никаких исходных событий и внутренних текстов, но актёры играют неровно, и им не веришь. Значит, режиссёр недостоин этого высокого звания.
Что мне очень обидно — это то, что сделали с Николаем Кулибиным. Если внешне он и его семья косплеят «Любовь и голуби», то внутри — это помесь Ивана-дурака и типичного героя из американских семейных комедий. Этакий непризнанный гений, которого в начале фильма не уважает даже собственная семья, кроме кого-нибудь из младших отпрысков. А потом папа всем покажет и всех спасёт. Дорогие сценаристы, вы же творцы, вы могли сделать главного героя действительно сильным и добрым. А не вот этим вот добреньким всепрощенцем. У вас же по всем параметрам персонаж выдающийся. Он гениальный изобретатель, он помогает людям и роботам. Как создателям удалось сделать так, чтобы на его доброту стало противно смотреть? Коля вроде бы злиться на Барагозина за то, что тот его выкинул из корпорации, за то, что обманывал, но раз за разом ему помогает и прощает. И даже говорит, что Барагозин всегда был его единственным другом. Мне очень нравится актёр и очень бы хотелось, чтобы персонаж был классный, а не вот этот бородатый ангелочек и всепрощенец. В первом сезоне, который просто первая часть большого фильма, мы дуги характера Коли не увидели. Он в начале одинаковый и в конце.
Ремарка о том, что у Николая единственный друг-враг. Дорогие сценаристы, вы обаятельных людей когда-нибудь видели? Их в России много, каждый третий-четвёртый. Около таких толпами люди роятся. Можно палкой отгонять. А Николай, добрый и честный, оказывается такое чмо, что единственный друг у него негодяй Барагозин! За много лет других не нажил. В той сцене, конечно Николай признаёт, что ошибку совершил, но можно было просто сказать об ошибке, а не о высокой дружбе.
И ещё Николай — это мечта работодателя (работовзятеля, покупателя вашей рабочей силы)! Делай такому Николаю гадости, лишай зарплаты и премий, а он всё равно будет на тебя работать и тебе помогать. Главное не забывать иногда катать «Николаю» по ушам, что вы друзья, одна семья.
Барагозин— главный антогонист и по совместительству герой, который должен измениться. Он натворил много плохого: отжал компанию у друга, пил, курил, морально разлагался, лишил работы многих людей, унижал работников, довёл корпорацию до плачевного состояния. Создатели говорят нам, что Барагозин — это главное зло. Но почему-то умалчивают о том, что порочна система, которая позволяет таким Барагозиным залезать по трупам на самый верх. Порочна система, в которой всё товар, всё продаётся и покупается. Система, в которой есть частная собственность на средства производства и в которой руководители и акционеры таких вот корпораций могут присваивать себе неоплаченный труд миллионов людей. Но в сериале виноват Барагозин. Просто он плохой. Нам практически всегда в современных фильмах персонифицируют зло, как-то забывая, что один человек не может в себе его воплощать. Но сценаристы правду Вам рассказывать не будут — есть же штампы. И зарплату им такие же корпорации выдают. Как тут правду напишешь?
А почему собственно Барагозин такой плохой? Ответ прост и банален. Потому что его мама недолюбила и была с ним слишком строга! То что он все пакости творил сам, будучи взрослым человеком — это не считается. Вообще у Барагозина странная дуга характера. С первой серии понятно, что он должен меняться, совершая хорошие поступки. Он их и совершает почти в каждой серии, ему даже за что-то бывает стыдно, но характер как был мерзким, так и остаётся. Герой становится немножко сентиментальным, ему немножко стыдно и грустно, но глубоко он не меняется. Может быть во втором сезоне всё случится, я надеюсь.
Пострадал от сценарного мастерства заместитель Барагозина Красносельцев (Артём Семакин). Это герой-тряпка, о которого все вытирают ноги и в первую очередь сам Барагозин. Красносельцев (здесь аллюзии на «Служебный роман») — тоже мечта работодателя, он не такой добрый как Коля, но зато отличная половая тряпка. Почему он так привязан к этому месту работы? Давайте-ка подумаем. Но сначала хочется задать вопрос сценаристам: Вы хоть раз видели или разговаривали с заместителями руководителей крупных или средних компаний, или госучреждений? Я и мои коллеги очень часто с такими людьми общаемся. И ни один не ведёт себя как Красносельцев. Люди на таких должностях физически не могут себя вести как этот герой. Потому что их работа совершенно не способствует тому, чтобы быть тряпкой. Такие люди бывают разными по характеру, но никто и никогда так, как в сериале, себя не ведёт. И замам обычно хорошо платят, иначе какой смысл человеку с большими компетенциями и ответственностью работать в компании, где не платят. А ещё на место зама хотят попасть много желающих. Но не во вселенной «Кибердеревни». Потому что Красносельцев получает копейки. С его знаниями и опытом конкуренты (на которых есть намёки) давно бы его переманили. Но нет, Павел Красносельцев — это ничтожное существо. В начале фильма самодур Барагозин его увольняет, и жена заставляет Павла идти снова проситься на работу ради семьи. А в следующей серии мы узнаём, что его жена и дети — это голограммы, на которые Павел подписан. И тут герою искусственно подкрутили мотивацию. На самом деле Красносельцев ничего не терял, нужно было на некоторое время прекратить подписку на голограммы. Но нет, сценаристам нужно было показать, что он просто жуткое ничтожество, которым управляет голограмма Галя. Павел будет меняться к концу сезона, наверное, больше всех персонажей. Но тоже как-то неровно. В общем сценаристы у нас плохо разбираются в человеческих отношениях и ради введения необычного персонажа они низвели другого персонажа до состояния грязи.
Ещё один очень неприятный момент. Из-за роботов Николая и Барагозина рабочие на Плутоне потеряли работу, из-за чего они очень злы. Кстати, при капитализме тяжёлый ручной труд людей невозможно полностью заменить роботами, потому что роботы не создают прибавочной стоимости и ничего не могут купить. А капитализм — это про рынок и увеличение капитала.
Итак, рабочие, натуральные орки, очень злы, потому что их семьям нечего есть. Барагозин заменил их роботами, потому что роботы не бастуют. И как сценаристы разрешили конфликт? Они с помощью прибора-уменьшителя уменьшили рабочих и их семьи и теперь им есть что кушать! И много! Гении! Браво, браво! Одна проблема — еда рано или поздно закончится! И за квартплату придётся платить, её уменьшителем не уменьшишь! Просто рабочих ввели как фон для весёлых приключений главных героев. Ничего что именно рабочие создают прибавочную стоимость, на которую можно кино снимать и оплачивать подписку на ваших порталах? Ничего что наших сценаристов и режиссёров на ту же прибавочную стоимость обучали? Граждане-рабочие, присмотритесь, что вам пихают под маской русского киберпанка.
И наконец, вишенка на торте! Я никак не могу определиться: подлость это или глупость от наших дорогих сценаристов. Наши герои прибывают на Цереру, где всё исконно-русское, посконное, где отказались от роботов. А ещё Церера под санкциями из-за огромной ракеты. На которую скидывается всё население. Кто наложил санкции — история умалчивает. Также она умалчивает, где же те иностранцы, с которыми всё время разговаривают герои на английском. В сериале все планеты русифицированы.
В серии про церерцев высмеивается ура-патриотизм. И в этой серии действительно смешные шутки, например, про картинограмм. В ура-патриотизме действительно нет ничего хорошего, чтобы выжить, нужно чётко понимать свои сильные и слабые стороны и не считать, что Вы умнее и сильнее всех на свете. Но вот история с бомбой — совсем другой вопрос. Суть вопроса такова — это жадные чиновники, специально пользуясь ракетой, дурят людей и грабят их. А на самом-то деле церерцам никто не угрожает, потому что все друзья. Николай говорит мальчику-помощнику, что нужно обязательно учиться в университете, чтобы тебя не за ракеты боялись, а уважали за ум.
И всё бы хорошо и все скажут, что это же фантастика (точнее фентези), что это не про нас. Только это про нас. Может кто-то ещё думает, что в мире нас все любят и что нужно просто взорвать все ракеты и пустить партнёров на свои рынки? Тогда нас простят, будут любить и ... расчленят. Мы интересуем западных партнёров только как сырьевой придаток. И украинская трагедия была затеяна определёнными странами именно для того, чтобы эти ресурсы получить. И то, что происходит между нами и соседней страной — это трагедия, но и закономерный результат разрушения социализма. Теперь понятно раз и навсегда, что бывает, когда приходит капитализм. У нас тоже всё очень нездорово, но пока ещё хоть какие-то средства уходят не олигархам, а остаются народу. И трудовой кодекс как-то работает. И когда (я очень надеюсь, что всё-таки если) придёт американский фашизм на экспорт, то никаких ресурсов нам, дорогие сограждане, не останется вообще и трудовых прав тоже. Естественно, нельзя мириться с нашими недостатками и бедами и всё терпеть как Николай и Красносельцев. Нужно учиться, объединяться, бороться. Но если американский фашизм придёт, что-то предпринимать будет не то чтобы поздно, но на 99 % труднее. И вот наши прекрасные партнёры, шатающиеся по всему миру с кистенём и всем встречным-поперечным раскраивающие головы (Югославия, Ливия, Ирак, Сирия, Сомали и т. д.) приходят к нам, а нам ракета-то не нужна, все же нас любят! И вообще ракета - это выдумка чиновников, нужная для того чтобы народ доить! Да? Именно из-за этого момента я и не могу понять — дураки наши сценаристы, подлецы или всё вместе?
Ещё есть удивительный мир под названием «Родина-20» — это родной мир Коли Кулибина и Кости Барагозина. Это такие вечные советские 80-е, яркие, красивые, с роботами. «Родина-20» сделана в форме огромных колец, скованных в цепь. Ядра не хватает только к этой цепи от ножных кандалов. Показывают запись выступления Барагозина, который говорит, что он родился в самом отсталом мире из всех и смог оттуда вырваться. Тут внимательно смотрим на сценаристов. Без советского наследия, «Любови и голубей», «Служебного романа», без поездов, которые особенно не поменяли конструкцию, и многого другого вашего «берёзового панка» не было бы в помине. И вот тут я опять не могу определиться, то ли я так поняла, то ли так случайно получилось, то ли действительно сценаристы, неблагодарные тва.., сделали всё специально. В общем, напишите в комментариях.
Екатерина Богатырёва, активист группы «Свободное время»
Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить на нашем сайте. Скачать бесплатные версии наших книг можно по ссылке. В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: