Приветствую Вас, дорогие читатели! Поговорим о прекрасном кино, которое делает людей умнее и иллюстрирует некоторые страницы нашей непростой истории.
Я расскажу вам про фильм «Шестое июля»1968 г., который повествует о мятеже левых эсеров 06.07.1918 г. Он сделан настолько великолепно и достоверно, что ты, даже зная, чем закончилась история в реальности, переживаешь за героев до конца.
Напоминаю, что кино и художественная литература — это лишь возможность лёгкого входа в изучение нашей истории. Не стоит воспринимать художественные произведения как истину в последней инстанции. Поэтому рекомендую второй шаг — послушать лекции историков: лекцию Егора Яковлева о мятеже левых эсеров и разбор фильма Глебом Таргонским. А третий шаг — это чтение исторической литературы.
Также напоминаю, что любое художественное произведение - это пропаганда. И "Шестое июля" - это великолепная, прекрасная и правдивая пропаганда.
Немного истории. Мятеж левых эсеров — это одна из многих точек в истории Гражданской войны, когда существование советской власти висело на волоске. Представьте себе: голод, разруха, гражданская война, интервенция, заключён мир с Германией, но она всё равно под шумок захватывает наши территории, пользуясь сложным положением нашей страны, и тут в самом центре страны происходит мятеж, целью которого является разорвать Брестский мир и ввергнуть страну в ещё в «справедливую» «священную» революционную войну, на которую у советской власти нет ресурсов. Если бы эсеры добились успеха, то власть в стране захватили бы белогвардейцы и интервенты. Вдумайтесь, Брестский мир был одобрен съездами советов, но партия эсеров решила, что её воля важнее. Потому что эсеры следовали не духу революции, а только революционной фразе. Произносили красивые, вдохновенные и по своей сути очень глупые речи.
Эсеры — это аналог современных запрещённых в России организаций. Они привыкли действовать через устранение крупных политических деятелей. Это было очень эффектно, смело, ярко и вредно для революции. Потому что индивидуальный террор ничего существенно в обществе не менял. И самое смешное, что долгое время боевая группа партии управлялась агентом царской охранки Евно Азефом. При этом эсеры были очень серьёзными и опасными людьми. Партия была революционная, но заражённая мелкобуржуазным сознанием, потому что она представляла интересы мелких собственников-крестьян. А во времена гражданской войны главной опорой левых эсеров (после революции они разделились на правых и левых) стали кулаки со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Разрушить Брестский мир эсеры решили типичным для себя способом — убили посла Германии Мирбаха. И тем самым эти социалисты-революционеры поставили страну на грань гибели, а себя вне закона. А также поставили крест на многопартийной системе в советском правительстве. И особенная острота ситуации была в том, что большевики и эсеры в напряжённое и тяжёлое время революции работали вместе и сражались на баррикадах. И эти узы обоим сторонам было очень тяжело рвать. Как же ты будешь стрелять в своих товарищей, которые жизни своей за тебя не жалели? Благодаря именно этому нюансу во время мятежа пролилось мало крови и эсеры не стали форсировать события, а после мятежа мало кто из виновных пострадал. Вдумайтесь, насколько всё было переплетено: Яков Блюмкин, левый эсер, убийца Мирбаха был завотдела ВЧК по борьбе с международным шпионажем — подчинённым Феликса Дзержинского. Именно из-за революционной связи эсеров и большевиков Дзержинского, взятого в плен, эсеры не расстреляли. Это тоже придаёт остроты событиям, показанным в фильме.
Вернёмся к кино. Нас сразу погружают в то время — показывают реальные кадры голода, разрухи и войны. И вот в этой обстановке собирается V Всероссийский съезд Советов. Нам сразу показывают различие между большевиками и эсерами. Большевики занимаются реальными делами, пытаются найти хлеб для трудящихся, а эсеров интересует только представительство на съезде и как сделать так, чтобы съезд отменил решение по Брестскому миру. Эсеры борются за власть. И самое интересное, что всё показанное правда.
Эта кинокартина также прекрасна как иллюстрация работы политиков. Искусство убеждения, искусство красноречия, умение воздействовать на слушателя. Специально, на контрасте, показаны разные ораторы: Спиридонова и Ленин. Великолепно взаимодействуют Ленин и Свердлов на съезде. Быстро соображают, принимают решения, воздействуют на сторонников.
Это кино держит в напряжении благодаря динамике событий. Нет ни одной лишней сцены. Всё играет на результат — на создание хорошего фильма. Напряжение растёт, когда между сценами с актёрами появляются надписи о том, что захватили эсеры телеграф, электростанции и т. д. Великолепно выставлен свет. Ты глубоко погружаешься в повествование, после окончания фильма эта история не отпускает. Такое ощущение, что сталкиваешься с ожившей историей, что именно она смотрит тебе в глаза через актёров.
А какая потрясающая игра актёров! Если при первом просмотре меня поразило, как Василий Лановой великолепно сыграл Дзержинского — внешность, осанка, выражение лица, манера говорить. То при втором просмотре моё сердце покорил Владимир Татосов, сыгравший Свердлова, сильного политика, пламенного большевика. Что должно быть у хорошего актёра, кроме умения хорошо играть и чётко артикулировать слова, правильно звучать? Нужно ещё уметь работать телом. Движение тела как поэзия. Посмотрите, как стоит Свердлов, как двигается. Он, вставая на съезде, принимает позы самых красивых советских памятников — это безудержная энергия, стремление вперёд. Советские актёры при хороших режиссёрах умели потрясающе двигаться. Если Вы хотите ещё яркий пример поэзии движения, помимо «Шестого июля» — это Вячеслав Тихонов в роли Штирлица.
И, конечно же, Юрий Каюров в роли Ленина. Ленин в этом фильме — это человек, на плечах которого лежит весь мир. Человек сильный, несгибаемой воли, гениальный политик, великолепный оратор. В фильме есть маленькая сцена, которая подчёркивает, насколько ему тяжело работалось. После очередного заседания съезда, очередной словесной битвы, Ленин заходит к себе перекусить, и тут к нему заходят и говорят, что Мирбах убит. И кастрюля с едой остаётся на столе. Эти трудные сутки 6, 7 июля Ленин провёл без еды и без сна в жутком напряжении. Ему ещё пришлось ехать в германское посольство извиняться. Работа политика — это не только стоять на трибуне, но и умение подстроиться под ситуацию.
Моя самая любимая сцена фильме — это когда Свердлов выступает перед большевиками-делегатами съезда и направляет их организовывать рабочих в разные районы Москвы. Звучит голос Свердлова, нарастает гул и перед нами появляются большевики (Фрунзе, Арманд, Луначарский и другие), которые произносят речи перед рабочими. А голос Свердлова всё ещё звучит за кадром. Мощная сцена, ощущение огромной работы партийцев и напряжения момента.
В этом фильме вообще много хороших сцен и метких фраз.
Некоторые нюансы. Чем показанное в фильме принципиально отличается от реальности? Историки говорят, что в основном двумя вещами. Во-первых, Якову Блюмкину, было на момент мятежа было 18 лет. А в фильме он взрослый мужик. Во-вторых, отсутствие Троцкого, который тоже был на съезде и тоже работал на устранение мятежа. Тут понятно. Троцкого показывать было нельзя, потому что он и его враки до сих пор торпеда, которой пользуются капиталисты для оттягивания внимания от марксизма. Когда-нибудь снимут фильм или сериал и там обязательно Троцкого надо показывать (хотя я его очень не люблю). Но показывать его и рассказывать о нём нужно максимально истинно, чтобы никто больше не смог сделать из него икону сопротивления.
И так сказать, пикантные подробности. Сценарист фильма Михаил Шатров — это антисоветчик, который в конце СССР открыто пихал всякую дрянь в свои произведения. Например, «Синие кони на красной траве». Но пока его контролировали, у него получались замечательные фильмы, такие как «Шестое июля» и «Штрихи к портрету» (в которых антисоветчины не выявлено). Человек был очень талантливый, хотя и большая сволочь. Как и многие советские антисоветские интеллигенты.
Вот такая интересная история и такой потрясающий фильм. Смотрите обязательно, не пожалеете!
Екатерина Богатырёва, активист группы «Свободное время»
Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте. Чтобы скачать книги бесплатно: заходите на наш сайт, и кликайте на слово "книги" в тексте "О магазине" на главной странице.
В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"
Бесплатно скачать брошюру можно здесь
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: