После распада СССР судьбы городского электротранспорта в разных республиках сложилось по-разному. Где-то он практически исчез совсем. Где-то существенно сократился. Где-то даже приумножился.
Эталоном в плане сохранения, приумножения и развития ГЭТ, безусловно, можно назвать Белоруссию. И безусловно, это заслуга в первую очередь её главы. Благодаря ему в республике сохранилось всё хорошее, что было в СССР - и наука, и производство, и сельское хозяйство, и социальная сфера. И 7 ноября как государственный праздник. И русский язык как государственный язык.
И, конечно же, электротранспорт в городах.
1. Метро - 1 система. Минск
Не такой уж старый там метрополитен - с 1984 года, на 3 года старше самарского (к примеру).
Однако же, уже 3 линии действуют: Московская, Автозаводская, Зеленолужская. Планируется строительство кольцевой линии.
И да - при том, что официально в Белоруссии 2 государственных языка (а по факту большинство населения говорит на русском) названия станций написаны и объявляются только на белорусском.
2. Трамвай - 4 системы
Витебск
Старейшая трамвайная система в Белоруссии, с 1898 года. 7 маршрутов. В основном используются вагоны белорусского производства.
Минск.
Несмотря на столичный статус, трамвайное движение открылось в Минске только в советское время, в конце 20-х годов. 8 маршрутов. Есть перспективы строительства новых линий.
Мозырь (Гомельская область)
Самый молодой трамвай в Белоруссии (с 1988 г.). Один маршрут трамвая - основной, три - дополнительные (до Криничного, до Пеньков и до НПЗ без остановок в пригородной зоне).
В планах предусмотрено строительство второй линии.
Новополоцк (Витебская область)
2 маршрута: 1) завод "Измеритель" - завод "Нитрон" 1д) завод "Измеритель" - трамвайный парк.
В перспективе планируется открыть ещё 2 маршрута, работы внесены в план по развитию города.
3. Троллейбус - 7 систем
Брест
Бобруйск (Могилёвская область)
Единственный белорусский троллейбусный город, не являющийся областным центром.
Маршрут: №1 улица Дзержинского – Еловики (через «Рынок Еловики»).
Маршрут №2 улица Народного Единства – станция Бобруйск.
Маршрут: №3 улица Народного Единства – Еловики (через «Рынок Еловики»).
Маршрут: №4 улица Народного Единства – улица Дзержинского.
- Маршруты 2, 3, 4 продлены в 2023 году в связи с открытием новой линии по улице Народного единства (День народного единства отмечается в республике 17 сентября).
Витебск
16 маршрутов. Более 90 машин, все полностью - белорусского производства.
Гомель
32 маршрута. Много, но есть где и побольше. Последние (на сегодня) открытия новых линий и маршрутов были осуществлены в 2021 - 2023 гг.
Гродно
24 маршрута, 3-я система в стране, после минской и гомельской.
Минск
64 маршрута (в 8 раз больше, чем трамвайных маршрутов), в 2 раза больше, чем в Гомеле. Даже в некоторые случаях троллейбусы вытеснили автобусы. Есть планы по строительству новых линий. 4 троллейбусных депо, одно из которых - крупнейшее в мире (по количеству машин, которое может вместить.
Могилёв
Тут поскромнее. 8 маршрутов. Планируются новые линии.
Спасибо, что дочитали до конца!