Найти тему

"Гэта ГЭТ па-нашаму" - о белорусском электротранспорте с любовью и благодарностью

Оглавление
Станция Минского метрополитена "Ковальская Слобода". Фото из открытых источников
Станция Минского метрополитена "Ковальская Слобода". Фото из открытых источников

После распада СССР судьбы городского электротранспорта в разных республиках сложилось по-разному. Где-то он практически исчез совсем. Где-то существенно сократился. Где-то даже приумножился.

Сухумский троллейбус. Один из двух живых в Закавказье
ВЭТ (Волонтёры ЭлектроТранспорта)8 августа 2023

Эталоном в плане сохранения, приумножения и развития ГЭТ, безусловно, можно назвать Белоруссию. И безусловно, это заслуга в первую очередь её главы. Благодаря ему в республике сохранилось всё хорошее, что было в СССР - и наука, и производство, и сельское хозяйство, и социальная сфера. И 7 ноября как государственный праздник. И русский язык как государственный язык.

И, конечно же, электротранспорт в городах.

1. Метро - 1 система. Минск

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Не такой уж старый там метрополитен - с 1984 года, на 3 года старше самарского (к примеру).

Однако же, уже 3 линии действуют: Московская, Автозаводская, Зеленолужская. Планируется строительство кольцевой линии.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
И да - при том, что официально в Белоруссии 2 государственных языка (а по факту большинство населения говорит на русском) названия станций написаны и объявляются только на белорусском.

2. Трамвай - 4 системы

Витебск

Схема линий Витебского трамвая. Фото из открытых источников
Схема линий Витебского трамвая. Фото из открытых источников

Старейшая трамвайная система в Белоруссии, с 1898 года. 7 маршрутов. В основном используются вагоны белорусского производства.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Минск.

Несмотря на столичный статус, трамвайное движение открылось в Минске только в советское время, в конце 20-х годов. 8 маршрутов. Есть перспективы строительства новых линий.

Мозырь (Гомельская область)

Как видно на схеме, линия имеет 3 зоны: городскую, пригородную, промышленную. Оплата проезда - дифференцированная, в зависимости от зоны поездки. Также линия мозырского трамвая имеет на своём протяжении 4 разворотных кольца. Фото из открытых источников
Как видно на схеме, линия имеет 3 зоны: городскую, пригородную, промышленную. Оплата проезда - дифференцированная, в зависимости от зоны поездки. Также линия мозырского трамвая имеет на своём протяжении 4 разворотных кольца. Фото из открытых источников

Самый молодой трамвай в Белоруссии (с 1988 г.). Один маршрут трамвая - основной, три - дополнительные (до Криничного, до Пеньков и до НПЗ без остановок в пригородной зоне).

В планах предусмотрено строительство второй линии.

"Идёт трамвай по городу". Линия выделена, без вмешательства автотранспорта. Надписи на трамвае, как можно увидеть, на русском языке. Фото из открытых источников
"Идёт трамвай по городу". Линия выделена, без вмешательства автотранспорта. Надписи на трамвае, как можно увидеть, на русском языке. Фото из открытых источников

Новополоцк (Витебская область)

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

2 маршрута: 1) завод "Измеритель" - завод "Нитрон"  1д) завод "Измеритель" - трамвайный парк.

В перспективе планируется открыть ещё 2 маршрута, работы внесены в план по развитию города.

Новый трамвай от "Белкоммунмаш" в Новополоцке. Фото из открытых источников
Новый трамвай от "Белкоммунмаш" в Новополоцке. Фото из открытых источников

3. Троллейбус - 7 систем

Брест

В принципе, и на мове всё понятно. 9 маршрутов. У 9-го конечная на участке без контактной сети. Фото из открытых источников
В принципе, и на мове всё понятно. 9 маршрутов. У 9-го конечная на участке без контактной сети. Фото из открытых источников
Брестский троллейбус. Фото из открытых источников
Брестский троллейбус. Фото из открытых источников

Бобруйск (Могилёвская область)

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Единственный белорусский троллейбусный город, не являющийся областным центром.

Маршрут: №1 улица Дзержинского – Еловики (через «Рынок Еловики»).

Маршрут №2 улица Народного Единства – станция Бобруйск.

Маршрут: №3 улица Народного Единства – Еловики (через «Рынок Еловики»).

Маршрут: №4 улица Народного Единства – улица Дзержинского.
  • Маршруты 2, 3, 4 продлены в 2023 году в связи с открытием новой линии по улице Народного единства (День народного единства отмечается в республике 17 сентября).

Бобруйский троллейбус в тумане. Надписи здесь тоже на русском языке. Фото из открытых источников
Бобруйский троллейбус в тумане. Надписи здесь тоже на русском языке. Фото из открытых источников

Витебск

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

16 маршрутов. Более 90 машин, все полностью - белорусского производства.

Новый витебский троллейбус. Комфортабельный, низкопольный, с гармошкой. Фото из открытых источников
Новый витебский троллейбус. Комфортабельный, низкопольный, с гармошкой. Фото из открытых источников

Гомель

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

32 маршрута. Много, но есть где и побольше. Последние (на сегодня) открытия новых линий и маршрутов были осуществлены в 2021 - 2023 гг.

Гомельский троллейбус. Фото из открытых источников
Гомельский троллейбус. Фото из открытых источников

Гродно

Фото из открытых источников. Очень немаленькая сеть для небольшого в общем-то города
Фото из открытых источников. Очень немаленькая сеть для небольшого в общем-то города

24 маршрута, 3-я система в стране, после минской и гомельской.

Гродно, троллейбус-кафе. Фото из открытых источников
Гродно, троллейбус-кафе. Фото из открытых источников

Минск

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

64 маршрута (в 8 раз больше, чем трамвайных маршрутов), в 2 раза больше, чем в Гомеле. Даже в некоторые случаях троллейбусы вытеснили автобусы. Есть планы по строительству новых линий. 4 троллейбусных депо, одно из которых - крупнейшее в мире (по количеству машин, которое может вместить.

Минский троллейбус. Фото из открытых источников
Минский троллейбус. Фото из открытых источников

Могилёв

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Тут поскромнее. 8 маршрутов. Планируются новые линии.

Могилёвские троллейбусы на отдыхе. Фото из открытых источников
Могилёвские троллейбусы на отдыхе. Фото из открытых источников

Спасибо, что дочитали до конца!

Благополучия всем нам и нашему любимому городскому электротранспорту! До встречи!