Найти в Дзене

Троллейбусные системы Приднестровья. Вопреки всему

По-моему, это закономерность. Казалось бы, там где люди живут небогато, а то и вовсе пережили (переживают) какие-то бедствия (например, обстрелы, разрушения) - то там электротранспорт должен одним из первых уйти в небытие. А на деле часто оказывается наоборот. В Сухуме троллейбус - работает. В многострадальных Донецке и Горловке работают и троллейбус, и трамвай. В не сильно богатой Киргизии не только сохранили троллейбус в Бишкеке и Оше, так ещё и в Нарыне пустили - уже после распада СССР. Те города (в частности, в России), где закрыли ГЭТ (полностью или частично) - в подавляющем большинстве они не страдали от боевых действий и не были сильно бедными. Так вот, о Приднестровье. Государство официально не признано. Зажато между Сциллой и Харибдой Молдавией и Украиной - государствами, которые сложно назвать дружественными. Выхода к морю (как в Абхазии) нет, нет общей границы с Россией. И вообще, в 1990-1992 гг. Приднестровье выживало на свой страх и риск, сохраняя Русский мир без какой-л
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

По-моему, это закономерность. Казалось бы, там где люди живут небогато, а то и вовсе пережили (переживают) какие-то бедствия (например, обстрелы, разрушения) - то там электротранспорт должен одним из первых уйти в небытие.

А на деле часто оказывается наоборот. В Сухуме троллейбус - работает. В многострадальных Донецке и Горловке работают и троллейбус, и трамвай. В не сильно богатой Киргизии не только сохранили троллейбус в Бишкеке и Оше, так ещё и в Нарыне пустили - уже после распада СССР.

Те города (в частности, в России), где закрыли ГЭТ (полностью или частично) - в подавляющем большинстве они не страдали от боевых действий и не были сильно бедными.

Так вот, о Приднестровье. Государство официально не признано. Зажато между Сциллой и Харибдой Молдавией и Украиной - государствами, которые сложно назвать дружественными. Выхода к морю (как в Абхазии) нет, нет общей границы с Россией.

И вообще, в 1990-1992 гг. Приднестровье выживало на свой страх и риск, сохраняя Русский мир без какой-либо поддержки от советского, а потом российского руководства.

На этом фоне тем более невероятной представляется развитие троллейбусных систем в двух главных приднестровских городах - Тирасполе и Бендерах.

Тираспольский троллейбус. Фото из открытых источников
Тираспольский троллейбус. Фото из открытых источников
Новенький белорусский троллейбус на маршруте Тирасполь - Бендеры. Фото из открытых источников
Новенький белорусский троллейбус на маршруте Тирасполь - Бендеры. Фото из открытых источников

Тирасполь. 6 маршрутов на 100-тысячный город - очень даже неплохо (больше, по-моему, только в Новокуйбышевске). Не всякий областной центр с бОльшим количеством жителей имеет столько маршрутов (те же Вологда или Великий Новгород). 35 машин, из которых 14 новых - почти половина.

Тираспольский троллейбус. Фото из открытых источников
Тираспольский троллейбус. Фото из открытых источников

Новые линии в Тирасполе строились и в 90-е, и в нулевые, и в 20-е годы уже нынешнего века. Есть планы по развитию линий. Троллейбус на сегодня - основной вид общественного транспорта в приднестровской столице.

Многие машины были переданы Тирасполю в дар - в частности, властями Москвы и Минска.

Знакомый троллейбус вологодского производства на улицах Бендер. Фото из открытых источников
Знакомый троллейбус вологодского производства на улицах Бендер. Фото из открытых источников

Бендеры. Если тираспольская троллейбусная система уже в достаточно почтенном возрасте (более полувека), то в Бендерах троллейбус был запущен уже после распада СССР. Более того, - после войны, основные бои которой проходили именно в Бендерах. В 2023 году Бендерский троллейбус отметил 30-летний юбилей.

Бендеры, 1992 год. Фото из открытых источников
Бендеры, 1992 год. Фото из открытых источников

Внутренних маршрутов в городе 7. Маршруты 19 и 19а, соединяющие Бендеры и Тирасполь, считаются общими.

Троллейбус в Приднестровье не только междугородний, но ещё и сельский. Трасса проходит по селу Парканы. Фото из открытых источников
Троллейбус в Приднестровье не только междугородний, но ещё и сельский. Трасса проходит по селу Парканы. Фото из открытых источников

В Бендерах чуть больше машин, чем в Тирасполе, но зато новых меньше (5 из 38, как раз-таки, вологжане). Преобладают старые добрые ЗИУшки. Тем не менее, ни один маршрут за 30 лет не был закрыт, есть планы по продлению троллейбусной сети через Варницу (территориально принадлежит Молдавии) в приднестровский анклав - микрорайон Северный.

Кажется, я начинаю понимать, почему приднестровцы так дорожат своими троллейбусными системами. Потому что там, где бывает очень непросто, - там работающий ГЭТ становится не просто транспортом, а символом. Победы, возрождения, жизни - как бы пафосно это ни звучало, но это так. Достаточно вспомнить историю блокадного Ленинграда, Хиросимы, Горловки.
Ну, или посыл небольшого высокогорного города в Киргизии: "Пока ходит троллейбус - стоит Нарын!"

И в отношении Приднестровья это более чем справедливо.

Благополучия всем нам и нашему любимому городскому электротранспорту!

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал! До встречи!