Найти в Дзене

Проедемся на троллейбусе по Средней Азии. Что было, что есть, что будет

Узбекистан. Было: 9 внутригородских троллейбусных систем (Ташкент, Алмалык, Андижан, Бухара, Джизак, Наманган, Нукус, Самарканд, Фергана), 1 междугородная (Ургенч - Хива). Вот эта последняя и осталась ныне действующей, остальные закрыты. Немного о действующей системе Ургенч - Хива. Что интересно, она была создана уже после распада СССР, в 1997 году. В настоящее время есть планы расширения троллейбусной сети, уже непосредственно в Хиве. Туркмения. Ашхабадский троллейбус, работал с 1964 по 2012 гг. Почему-то более богатые страны (Узбекистан, Туркмения) троллейбусом не особо дорожили. В отличие от более бедных Таджикистана и особенно Киргизии (об этом ниже). Таджикистан. Было: 2 троллейбусные системы - в Душанбе и Худжанде. На сегодняшний день действует только душанбинский троллейбус. А вот в Душанбе троллейбус работает и даже развивается. С развалом СССР в городе исчезли, как ни странно, автобусы - и троллейбус стал единственным общественным транспортом. 8 маршрутов, 2 депо, 150 машин. В
Бишкекский троллейбус. Фото из открытых источников. Троллейбус, между прочим, наш, российский. Вологодского завода "Транс-Альфа"
Бишкекский троллейбус. Фото из открытых источников. Троллейбус, между прочим, наш, российский. Вологодского завода "Транс-Альфа"

Узбекистан. Было: 9 внутригородских троллейбусных систем (Ташкент, Алмалык, Андижан, Бухара, Джизак, Наманган, Нукус, Самарканд, Фергана), 1 междугородная (Ургенч - Хива). Вот эта последняя и осталась ныне действующей, остальные закрыты.

Ташкентский троллейбус, 1998 г. Тут и трамвай тоже ещё жив. И узбекский ещё на кириллице. Правда, трамвай думают вернуть. Фото из открытых источников
Ташкентский троллейбус, 1998 г. Тут и трамвай тоже ещё жив. И узбекский ещё на кириллице. Правда, трамвай думают вернуть. Фото из открытых источников
Алмалыкский троллейбус. Фото из открытых источников
Алмалыкский троллейбус. Фото из открытых источников
Бухарский троллейбус. По надписям на русском языке можно догадаться, что время ещё советское. Фото из открытых источников
Бухарский троллейбус. По надписям на русском языке можно догадаться, что время ещё советское. Фото из открытых источников
Наманганский троллейбус. Фото из открытых источников
Наманганский троллейбус. Фото из открытых источников
Единственное фото о троллейбусе Нукуса, которое я смог найти в открытом доступе
Единственное фото о троллейбусе Нукуса, которое я смог найти в открытом доступе
Самаркандский троллейбус, тоже ещё советское время. Фото из открытых источников
Самаркандский троллейбус, тоже ещё советское время. Фото из открытых источников
Ферганский троллейбус. Фото из открытых источников
Ферганский троллейбус. Фото из открытых источников

Немного о действующей системе Ургенч - Хива. Что интересно, она была создана уже после распада СССР, в 1997 году. В настоящее время есть планы расширения троллейбусной сети, уже непосредственно в Хиве.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Красивые виды междугородней троллейбусной линии Ургенч - Хива. Фото из открытых источников
Красивые виды междугородней троллейбусной линии Ургенч - Хива. Фото из открытых источников

Туркмения. Ашхабадский троллейбус, работал с 1964 по 2012 гг. Почему-то более богатые страны (Узбекистан, Туркмения) троллейбусом не особо дорожили. В отличие от более бедных Таджикистана и особенно Киргизии (об этом ниже).

Ашхабадский троллейбус. Ста-ааарое фото. Из открытых источников, ессно
Ашхабадский троллейбус. Ста-ааарое фото. Из открытых источников, ессно
Справедливости ради добавлю, что в Ашхабаде есть монорельс (аналог метрополитена, открыт практически недавно, в 2016 году). Плюс действующий и развивающийся Ташкентский метрополитен. Так что совсем электротранспорт из Узбекистана и Туркмении не ушёл
Справедливости ради добавлю, что в Ашхабаде есть монорельс (аналог метрополитена, открыт практически недавно, в 2016 году). Плюс действующий и развивающийся Ташкентский метрополитен. Так что совсем электротранспорт из Узбекистана и Туркмении не ушёл

Таджикистан. Было: 2 троллейбусные системы - в Душанбе и Худжанде. На сегодняшний день действует только душанбинский троллейбус.

Худжандский (Ленинабадский) троллейбус. Фото из открытых источников
Худжандский (Ленинабадский) троллейбус. Фото из открытых источников

А вот в Душанбе троллейбус работает и даже развивается. С развалом СССР в городе исчезли, как ни странно, автобусы - и троллейбус стал единственным общественным транспортом. 8 маршрутов, 2 депо, 150 машин. Вполне себе.

Новые троллейбусы в Душанбе (кажется, белорусского производства). Фото из открытых источников
Новые троллейбусы в Душанбе (кажется, белорусского производства). Фото из открытых источников

Киргизия. При СССР было 2 троллейбусных системы - в Бишкеке (тогда Фрунзе) и Оше. После распада СССР было открыто троллейбусное движение в Нарыне (!!!). Таким образом, Киргизия - единственное из постсоветских государств Средней Азии, где троллейбусы не только не исчезли, но и приумножились.

Бишкекский троллейбус. Заметны надписи на двух языках - русский язык в Киргизии имеет официальный статус. Фото из открытых источников
Бишкекский троллейбус. Заметны надписи на двух языках - русский язык в Киргизии имеет официальный статус. Фото из открытых источников

В Бишкеке 11 маршрутов, 2 депо, 170 машин. Было время, когда второе депо закрывалось, но потом его открыли вновь - в связи с обновлением троллейбусного парка. В 2018 продлён маршрут № 10, проложена новая линия до улицы Интергельпо. Что примечательно - про просьбам граждан. Стало быть, это тоже работает (активистам на заметку).

Ошский троллейбус. На магазинах тоже можно разглядеть надписи на двух языках. Фото из открытых источников
Ошский троллейбус. На магазинах тоже можно разглядеть надписи на двух языках. Фото из открытых источников

В Оше 2 маршрута (проектируется 3-й), 1 депо, 37 машин (в основном, российского производства).

Нарынский троллейбус. Фото из открытых источников
Нарынский троллейбус. Фото из открытых источников

Ну и, наконец, уникальный нарынский троллейбус. 1 маршрут, 1 депо (под открытым небом), 7 машин.

Особенности системы:

  • расположена высоко в горах (одна из самых высокогорных в мире)
  • не работает в период летних школьных каникул (т.к. играет роль ещё и школьного транспорта)
  • троллейбус ходит по единственной пригодной для движения улице в городе - улице Ленина (до сих пор так и называется)
  • открыта уже после распада СССР.

Рекомендую прочитать статью о нарынском троллейбусе в "Живом журнале". Очень понравился посыл: "Покуда ходит троллейбус - стоит Нарын". Ещё одно подтверждение того, что ГЭТ - это не просто транспорт, это философия, это душа города.

КЫРГЫЗСТАН. НАРЫН - высокогорный троллейбус в кыргызской провинции

Таким образом на сегодня Киргизия - самое троллейбусное государство в постсоветской Средней Азии.

Спасибо, что дочитали до конца. Благополучия всем нам и нашему любимому городскому электротранспорту!

Не забудьте также поставить лайк и подписаться на канал. До встречи!