("Последний наёмник", In the Land of Saints and Sinners, 2023, Ирландия)
Думали ли вы еще секунду назад, что такой правильный и в фас, и в профиль актер, как Лиам Нисон, может вдруг подложить свинью... Жану-Клоду Ван Дамму?
И хоть случилось это лишь с подачи российских прокатчиков, всё равно после того, как статус "Последнего наемника" в кино застолбил за собой Ван Дамм, отбирать у него без спросу этот статус и присваивать его Нисону было, мягко говоря, не комильфо. Тем более испортив при этом поэтичное оригинальное название фильма "В стране святых и грешников".
Ну ладно-ладно: это как всегда была затравочная шутка, при написании которой ни один знаменитый актер не пострадал. Хотя, конечно, стал ли здешний персонаж Нисона по имени Финбар последним наемником-киллером в Ирландии в 1974 году, вопрос крайне спорный. Зато Лиам Бернардыч уже второй фильм подряд украшает собой творчество режиссера Роберта Лоренца, снявшего его два года назад в своем триллере-неовестерне "Заступник". А доселе 12 лет продюсировавшего почти все фильмы Клинта Иствуда, начиная с "Кровавой работы" и заканчивая "Снайпером", а также успев поработать в киноиндустрии много где еще.
Однако после "Заступника" - наитипичной картины для американца, друга самого Клинта Иствуда, - творческий интерес Лоренца попутал все пространственно-временные берега. В лучшем смысле этого слова. Потому что из знойного пыльного Техаса он вдруг перенесся в промозглую Северную Ирландию. И не в современную, а аж 1974 года. Где Роберт, набрав охапку хороших ирландских актеров и взяв флешку с местной фольк-музычкой, снял едва ли не 100%-ный криминально-ирландский триллер. Такой, что запросто могли бы снять сам Мартин Макдона, или его брат Джон Майкл, кабы им вдруг захотелось изобразить на экране что-нибудь попроще, без черного юмора и своих стилистических эскапад.
И вот как-то так, нежданно-негаданно, перед нами возник, наверное, покамест лучший фильм с дедушкой Лиамом, снятый в 2020-е; шансы на то, что будут сняты и другие, еще лучше, мы, ясен Нисон, допускаем. Ибо всё в "Последнем наемнике" сделано "аккуратно, но сильно" (© Лёлик), от живописно мрачных панорам ирландского побережья и уже упомянутой музыки, до колоритного актерского ансамбля и добротной остросюжетной истории. Напряжение и конфликты в которой развиваются строго по нарастающей, со всеми неизбежными в развязке "хлопками и задымлениями".
Итак, где-то на малолюдном побережье североирландского графства Донегол стояла одна деревенька с длинным названием, а в ней проживал ветеран Второй мировой Финбар (Нисон). И поскольку дело это происходило еще в 74-м, сам он был хоть и старик, но еще не дряхлый, а вполне крепкий и бодрый. Более того, даже работать по своей специальности он продолжал, даром что она осточертела ему хуже горькой редьки... Ну или какой там овощ осточертел ирландцам настолько, что вошел у них в пословицу?
Работал же Финбар скромным киллером по вызову. А вызовы в ту пору его "диспетчеру" поступали часто - Ирландия то вновь превращалась в горячую точку, то расчищала последствия очередного такого превращения. Поэтому секретное местечко, где Финбар закапывал свою мертвую "клиентуру" и садил на каждую могилку куст можжевельника, разрослось к середине 70-х до маленького кладбища и целой рощицы.
И вот однажды эта работа доконала его окончательно и бесповоротно. После чего он убрал своё любимое ружье на полку, купил разные семена и переквалифицировался в пенсионера-огородника.
Одно напрягало: неподалеку от него поселился какой-то мутный нездешний тип. А он не только нервировал мнительного старика, но и, кажись, обижал маленькую дочку деревенской барменши, что снабжала этого типа харчами.
Впрочем, мы, зрители, будем знать о нём и о его банде на тот момент больше Финбара. Ведь нам покажут, как она устроила теракт в Дублине, а затем удрала сюда, в глушь, в деревеньку с длинным названием. Для того, чтобы не только залечь на дно, но и наклепать себе взрывчатый арсенал для новых злодеяний.
И есть ведь старое неписанное правило: залег на дно - не выпендривайся (вон эти двое не дадут соврать)! Но нет, один из бомбистов решил довести киллера честных правил Финбара до белого каления! Который прожженных уголовников убивал без зазрения совести, но не мог спокойно смотреть, как обижают ребенка. Или, вернее, мог, но недолго. И потому, заметив на дочке барменши очередные синяки, достал-таки вновь с полки свою двустволку. Не зная, правда, до сих пор, что обидчик детей скрывается в деревне не один. И что его сестра, она же главарь его банды, не менее злопамятная и мстительная мокрушница, чем сам Финбар...
***
В общем, неведомо, почему Роберта Лоренца так вштырила криминально-ирландская тематика, - явно фильмов братанов Макдона насмотрелся, - но это пошло ему на пользу. Благодаря чему "Последний наемник" и снят в более оригинальном и колоритном антураже, чем "Заступник", и смотрится куда интереснее него. Плюс Нисон опять же играет не крутыша на 30 лет моложе себя-сегодняшнего, а просто крепкого деда. У которого теперь и рука может дрогнуть, и сноровка у него давно не та, и смекалка его порой подводит. Но который всё равно еще горазд навешать кому-нибудь люлей. Особенно у себя в деревне, где ему каждый валун и кустик помогают.
Иными словами, перед нами именно тот самый каноничный Лиам Нисон, кого всегда приятно и радостно видеть на наших экранах, а не тот человек-фанера, каким его иногда выставляют на посмешище отдельные горе-творцы. А с учетом местной природной "живописи" и музыки, неудивительно, если однажды вам даже захочется "Последнего наемника" пересмотреть - ну очень уж красив и "атмосферен" вышел, чертяка!
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):