Найти тему
Наука и фантастика

Космос и музыка в концепции Кирхера

Оглавление

В недавней статье говорилось о "космоопере" Афанасия Кирхера (1602-1680) - немецкого ученого-иезуита, жившего в Риме и занимавшегося едва ли не всеми науками, которые тогда были известны. Любопытнейшая фигура, в многотомных трудах которого содержатся как изумительные прозрения и ценные гипотезы, так и курьезы, фантазии и, чего греха, таить, подтасовки фактов.

"Вселенское музотворение"

Музыканты, особенно, музыковеды, знают Кирхера как автора огромного трактата Musurgia universalis (1650), что переводится примерно как "Вселенское музотворение", или "Вселенское сотворение музыки".

Раскрашенная гравюра на фронтисписе "Musurgia universalis" Кирхера. Из интернета. В доступных мне изданиях гравюра не цветная.
Раскрашенная гравюра на фронтисписе "Musurgia universalis" Кирхера. Из интернета. В доступных мне изданиях гравюра не цветная.

Выход в свет этого трактата был приурочен к состоявшемуся в 1650 году в Риме вселенскому "съезду" католических миссионеров (с основном, иезуитов), которые потом опять отправились на все четыре стороны света, включая Китай, Перу, Парагвай, - в общем, туда, где католическая церковь имела либо прочные позиции, либо разрешение на проповедническую деятельность. Поскольку миссионеры оказывались надолго оторванными от родной почвы, они должны были иметь при себе книги, содержавшие исчерпывающие знания в сфере разных наук.

"Вселенское музотворение" Кирхера содержало полнейший свод знаний о музыке, причем отнюдь не только в привычном нам смысле. И Кирхер был в этом совсем не одинок. Несколько подобных трактатов появились примерно в то же время, и их авторами были видные ученые (отнюдь не практикующие музыканты):

  • Иоганн Кеплер - "Гармония мира" (Harmonices mundi), 1619

Трактат из пяти книг: первая и вторая - о математике, геометрии и стереометрии (многоугольниках и многогранниках); третья - о теории музыки; четвертая и пятая - о "небесной гармонии" планет и звезд, которые, по убеждению Кеплера, звучат и хором славят Творца этой мировой гармонии.

  • Марен Мерсенн - "Вселенская гармония" (Harmonie universelle), 1636-37

У Мерсенна есть еще два трактата о гармонии, чуть более ранние, "Вселенская гармония" - итог его изысканий. По мнению Мерсенна, гармония в музыке - отражение гармонии Вселенной, созданной Богом. Всё взаимосвязано, и источник всякой красоты - в мудрой пропорциональности, слаженности, согласии. Бог характеризуется Мерсенном как Орфей, играющий на струнах Вселенной (до теории струн, понятно, еще очень далеко, но образ красивый).

Все эти идеи восходили, конечно, к античности, к Пифагору и пифагорейцам, а затем к Боэцию, и продолжали жить в европейской культуре даже в самые что ни на есть христианские времена.

Жил, например, в 15 веке в Италии композитор и теоретик Франкино Гаффурио (Гаффурий), который в 1496 году издал трактат о музыкальной практике. На одной из иллюстраций мы видим подобие "мирового музотворения": навеорху - Аполлон и три грации, ниже (слева) - девять Муз, справа - соответствующие им небесные явления и тела (Урании соответствует звездое небо как таковое). В центре схемы - соотношение древнегреческих звуковысотных понятий (меса, лиханос, и так далее) и ладов церковной музыки (почему-то начинается с гипермиксолидийского, а кончается гиподорийским). Внизу - символ Земли в окружении стихий огня, воды и воздуха.

Дабы никаких разночтений не возникало, все фигуры подписаны буковками.

Лозунг на верхней ленте гласит, что всё движется силой разума Аполлона.

Гафурий, илл. из трактата 1496 года Practica musice
Гафурий, илл. из трактата 1496 года Practica musice

Концепция Кирхера тоже отражена в программной гравюре на фронтисписе, и она тоже вбирает в себя как античную, так и христианскую символику. Аполлон там присутствует (он восседает поверх земного шара), однако высшее божество - надо всем, и оно изображено символически, в виде сияющего треугольника с недреманным оком. Ангелочки поют непрерывную хвалу Богу: "Свят, свят, свят" (на 36 голосов).

Кирхер. Гравюра с фронтисписа. Не цветная, зато покрупнее.
Кирхер. Гравюра с фронтисписа. Не цветная, зато покрупнее.

Внизу слева сидит Пифагор со своей теоремой. Он указывает на кузнецов, надоумивших его вычислить пропорции интервалов в натуральном звукоряде (октава, квинта, кварта, терция, и так далее). Справа - олицетворение Музыки с различными музыкальными инструментами и птичкой на голове (природный источник пения). Природная музыка представлена и на заднем плане: эхо, волны, ветер; в море хороводятся наяды и нереиды, на суше - сатиры. На горе Геликон пасется Пегас.

Космическая музыка изображена в виде знаков зодиака, лентой опоясывающих Землю и определяющих смену месяцев и лет.

Бог и музыка у Кирхера

Бог у Кирхера называется "вселенским хорегом" (то есть главным дирижером и художественным руководителем вселенского хора), а также "архетипом гармонических объектов".

Поэтому и всё мироздание уподоблено музыкальному инструменту - но не лире Орфея (как у Мерсенна), а органу из десяти регистров.

Илл. из трактата Кирхера. Том 2, с. 366.
Илл. из трактата Кирхера. Том 2, с. 366.

Надпись в самом верху: Harmonia primi diei - Гармония первого дня творения.

Надпись на ленте: Harmonia nаscentis mundi - Гармония рождающегося мира (прямо-таки "большой взрыв"!). Надпись в светлом кружке внутри темного: Fiat lux - "Да будет свет".

В кругах, расположенных ниже слева и справа - гармония дней творения с соответствующими картинками. Например, день второй (слева) - сотворение морей, рек и прочих вод; день третий - справа симметрично - сотворение растений, и так далее.

Подпись под клавиатурой органа: "Так играет в земной сфере вечная премудрость Божия".

А рычаги, управляющие регистрами органа, соответствуют дням творения.

Красиво же?..

Но это не просто метафора. В книге 10 первого тома Кирхер подробно ее разворачивает в довольно стройную метафизическую концепцию.

"Часть 1. Орган десятирегистровый. Глава 1, в которой Бог сравнивается с величайшим и искуснейшим органистом, а мир - с органом".

Замечу, что Кирхер использует не слово "органист", а слово "органед" - я не стала так переводить, ибо по-русски звучит непонятно, но на самом деле - это аналогия древнегреческого "кифаред", то есть тот, кто сам сочиняет стихи и музыку, и исполняет их под аккомпанемент кифары (Аполлон Кифаред).

Книга 10 первого тома, глава 1.
Книга 10 первого тома, глава 1.

Мироздание как оргАн

Далее Кирхер рассматривает разные "регистры" (то есть, наборы труб) мирового органа.

1. Регистр первый, или симфонизм четырех стихий ("симфонизм" - созвучие, гармония, которая может быть и "согласием несогласного").

2. Регистр второй: симфонизм небес.

Там есть подразделы с совершенно чарующими заголовками: "О хоре солнечном и марсианском" (этот хор, по словам Кирхера, аполлонический, и включает в себя Солнце - Аполлона, а также Венеру, Меркурий, Луну и Землю - Марс же диссонирует с этим хором).

"Хор хоров", по Кирхеру - это гармония неподвижных звезд на небесах (он был уверен, что дальние звезды твердо закреплены на своих местах).

3. Регистр третий - "симфонизм камней, растений и животных с небом".

Тут приводится восхитительная табличка соответствий. Слева в крайнем ряду - музыкальные интервалы с греческими названиями. Затем - небесные силы, сверху вниз, от Бога до простых ангелов. Следующий столбец - греческие ноты. Далее - минералы с латинскими названиями. Пятый по номеру столбец - растения, травы и цветы. Шестой - деревья. Седьмой - рыбы. Восьмой - птицв. Девятый - животные. Десятый - почему-то цветовые обозначения.

Соответствия иногда получаются странные. Ангелы, например, оказываются в одном ряду с сульфатами, орлами, верблюдами, насекомыми и... черным цветом. Логика?..

Таблица Кирхера.
Таблица Кирхера.

4. Регистр 4: симфонизм микрокосма и мегакосма, сиречь о человеческой музыке.

Тут речь совсем не о звуках, а о человеческом организме. В котором, как известно, "всё должно быть прекрасно". А значит, всё должно находиться в гармонии со стихиями, знаками зодиака и божественной музыкой сфер.

Картинка из трактата.
Картинка из трактата.

5. Регистр 5 - "гармоническая пульсация в человеческом теле".

6. Регистр 6 - "симфонизм страстей, или о разнообразном воздействии музыки на душу".

7. Регистр 7 - "симфонизм политического мира, или музыка политическая".

Это не то, о чем вы подумали. Не о маршах, песнях-агитках и опере "Поднятая целина". А о гармоничном устройстве общества, балансе властей, сотрудничестве разных страт и, естественно, о гармонизующей роли церкви (куда же без нее в 17 веке, но в 21-м, наверное, пора бы научиться жить собственным умом).

8. Регистр 8 - "гармоническая метафизика, или музыка".

9. Регистр 9 - "музыка ангелов".

Ну куда же без красивой картинки? Всё наглядно ведь, правда? Ангелы поют стройными хорами (верх пирамиды, начиная с серафимов), небесные сферы вращаются, природа (включая человека) и стихии выстраиваются в иерархию (нижняя пирамида: человек в середине, чем ниже, тем всё темнее и тяжелее).

Хоры ангелов по Кирхеру
Хоры ангелов по Кирхеру

10. Регистр 10 - апогей всего: "О божественной музыке, сиречь о Хоре хоров, то есть о Симфонизма Бога со Вселенской природой".

Этот раздел написан как обращение к другу Кирхера, Лазарю Хенкелю, имя которого значится в следующих строках

Заглавие 10 регистра.
Заглавие 10 регистра.

Удивительный всё-таки человек был Кирхер. Его трактат Musurgia universalis - типичнейший продукт эпохи барокко, когда стройным образом сочеталось самое несочетаемое, и все научные постулаты обосновывались через богословие и метафизику. Без понимания этой логики трудно понять и науку, и искусство того времени.

--

Тем не менее, идея связи космоса и музыки продолжает жить и волновать нынешних музыкантов, как реальных, так и вымышленных. Например, в моей космоопере "Хранительница" принц-музыкант Ульвен Киофар Саонс - именно такой визионер, убежденный, что с помощью музыки можно, например, гармонизовать жизнь на планете, съехавшей с катушек (книга "Наследник"), или сделать еще что-нибудь столь же фантастическое. На обложку "Наследника" я, кстати, поместила фрагмент гравюры из трактата Кирхера (Аполлон на земном шаре), и сделала это, конечно же, неспроста. Sapienti sat.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.

Поддержать автора можно лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".

Я ТУТ НЕ РАДИ ДЕНЕГ, А РАДИ ЧИТАТЕЛЕЙ. ЧИТАЙТЕ, ССЫЛАЙТЕСЬ, КОММЕНТИРУЙТЕ.