Найти тему
VK Play

Как настроить видеокарту NVIDIA для игр

Оглавление

Увеличиваем производительность и настраиваем систему: как удалить драйверы и зачем это нужно, какие параметры дисплея выбрать, что означают настройки в панели управления NVIDIA и многое другое

В прошлый раз в материале «Как настроить Windows 10 / 11 для игр» мы рассказали об оптимизации операционной системы (рекомендуем ознакомиться). Этот материал посвящен настройке видеокарты NVIDIA для игр. Цель материала состоит не в том, чтобы «сотворить магию» и превратить GTX 1050 Ti в RTX 4090 путем тонкой настройки панели управления NVIDIA, а в разборе базовых параметров и оптимизаций, которые могут пригодиться любому геймеру.

Как правильно устанавливать драйверы

Настройку видеокарты нужно начинать с установки актуального драйвера. При этом новые драйверы в редких случаях могут содержать баги. Поэтому лучше не спешить с установкой новой версии, а выждать пару дней и мониторить отзывы сообщества, например, на Reddit.

Как сделать чистую установку

В большинстве случаев вам не потребуется вмешиваться в порядок обновления драйверов, который предлагает программа GeForce Experience. Однако если возникают проблемы или вы установили новую видеокарту, лучше сделать чистую установку, а не полагаться на автоматическое обновление.

-2
  1. Для начала полностью удалите старый драйвер при помощи программы Display Driver Uninstaller.
  2. Затем перейдите на сайт NVIDIA и скачайте драйвер для вашей модели видеокарты.
  3. В пункте «Тип загрузки» нужно выбирать игровые драйверы Game Ready, а не Studio.

Как установить чистый драйвер

Если пойти еще дальше, можно установить чистый драйвер NVIDIA без лишнего «мусора» и отслеживания. Помимо этого, вы сможете выбрать, какие именно компоненты устанавливать. Например, можно отказаться от оверлея и записи видео (но можно записывать геймплей через сторонние программы или Xbox Game Bar).

-3
  1. Удалите драйвер при помощи программы Display Driver Uninstaller.
  2. Перейдите на сайт TechPowerUp и скачайте утилиту NVCleanstall.
  3. Запустите утилиту от имени администратора и выберите пункт Install best driver for my hardware (это автоматически подберет подходящий драйвер).
  4. Как вариант, можно указать версию драйвера вручную или выбрать заранее загруженный драйвер с диска.
  5. Выберите предустановки All, Recommended или Minimum. Лучше всего оставить рекомендуемый вариант (обратите внимание, что передача звука через HDMI тоже реализована через драйвер видеокарты, не стоит его отключать, если ваш дисплей оснащен динамиками и вы их используете).

Параметры дисплея

Через панель управления NVIDIA можно настроить то, как будет отображаться картинка на вашем мониторе или телевизоре. В первую очередь нужно настроить разрешение, частоту обновления и параметры цвета.

-4

Откройте панель управления NVIDIA и в разделе «Дисплей» кликните по «Изменение разрешения». Далее в разделе «Выберите разрешение» установите максимальные параметры, которые поддерживает дисплей. Также они будут зависеть от типа используемого кабеля. Например, HDMI версии 1.4 не вытянет режим 4К@120 Гц из-за недостаточной пропускной способности.

Стоит отметить, что формально кабели HDMI не имеют версии, этот показатель касается лишь самого разъема. Определить поколение кабеля можно по его маркировке и пропускной способности. Например, кабель High Speed имеет скорость 10.2 Гб/с, что будет достаточно для 4K@30 Гц, а кабель с маркировкой Premium подойдет для сигнала 4K@60 Гц, так как его пропускная способность составляет 18 Гб/с.

Измените выходной формат цвета на YCbCr 422 или YCbCr 420 и откройте изображение на весь экран, затем установите RGB и снова проверьте изображение. Обратите внимание на четкость линий и букв (для чистоты эксперимента у Windows должно стоять масштабирование 100%). Источник: rtings.com
Измените выходной формат цвета на YCbCr 422 или YCbCr 420 и откройте изображение на весь экран, затем установите RGB и снова проверьте изображение. Обратите внимание на четкость линий и букв (для чистоты эксперимента у Windows должно стоять масштабирование 100%). Источник: rtings.com

В разделе «Применить следующие настройки» установите переключатель в положение «Использовать настройки цвета NVIDIA». Далее выставьте параметры следующим образом:

  • Глубина цвета рабочего стола: здесь выбирать особо нечего, должно быть указано «Наивысшее (32-битное)».
  • Выходная глубина цвета: стоит выбрать максимально возможное значение (8, 10 или выше), но в этом случае могут быть ограничены другие параметры, например, максимальная частота вашего монитора будет всего 144 Гц, а не 165 Гц.
  • Выходной формат цвета: для монитора нужно выбирать RGB, для телевизора сгодится также YCbCr 422 или YCbCr 420 (при таком сигнале мелкий текст будет выглядеть плохо, что критично для мониторов, но на воспроизведение контента практически не влияет). Режим YCbCr 444 равен по качеству RGB, его также можно выбрать для телевизора (на самом телевизоре при этом обычно требуется включить HDMI UHD color и режим PC).
  • Выходной динамический диапазон: для монитора стоит выбирать «Полный», для телевизора можно оставить «Ограниченный». Однако суть заключается в том, что этот параметр должен совпадать с настройками дисплея. Так что ничего страшного не произойдет, если вы выберете «Ограниченный» на мониторе и в настройках установите соответствующий режим. Если параметр задан неправильно, то изображение будет чересчур темным или, наоборот, выцветшим.

Важно! Windows по умолчанию работает с RGB-сигналом полного диапазона, поэтому если дисплей поддерживает такой формат, лучше его и оставить.

Управление параметрами 3D

Один из самых важных разделов в панели управления NVIDIA — «Параметры 3D» и конкретно подпункт «Управление параметрами 3D». Все настройки имеют подробные подсказки, поэтому в рамках этой статьи мы ограничимся некоторыми рекомендациями и пояснениями без полного пересказа их содержания.

-6
  • Масштабирование изображения. Из описания не совсем понятно, что именно делает эта функция. На самом деле все просто. Если включить ее, игра будет рендерить изображение в более низком разрешении, что увеличит производительность (при этом выходное разрешение будет нативным для вашего монитора, поэтому качество упадет не так сильно). Кроме того, можно задать интенсивность увеличения резкости. Если у игры нет поддержки DLSS, то эта функция может пригодиться. Доступно также через панель GeForce Experience.
Чтобы функция заработала, вам нужно выставить полноэкранный режим и выбрать разрешение в соответствии с таблицей в настройках игры. Индикатор NIS (Nvidia Image Scaling) в этом случае будет зеленым. Если он синий, значит работает только увеличение резкости. Изображение: nvidia.custhelp.com
Чтобы функция заработала, вам нужно выставить полноэкранный режим и выбрать разрешение в соответствии с таблицей в настройках игры. Индикатор NIS (Nvidia Image Scaling) в этом случае будет зеленым. Если он синий, значит работает только увеличение резкости. Изображение: nvidia.custhelp.com
  • CUDA — System Fallback Policy. В первую очередь предназначена для повышения стабильности видеокарт с 6 гигабайтами памяти при работе с нейросетями типа Stable Diffusion (когда она установлена на локальную систему). Оставьте по умолчанию или включите (Prefer System Fallback), если у вашей видеокарты небольшой объем видеопамяти.
  • CUDA — графические процессоры. Тут можно выбрать видеокарту, на которой будут осуществляться расчеты CUDA. Если у вас их несколько, выберите самую мощную. Как правило, пункт не требует настройки, так как все уже выставлено правильно по умолчанию.
  • DSR-плавность и DSR-степень. Dynamic Super Resolution рендерит изображение в разрешении, которое превышает нативное разрешение монитора, что позволяет картинке выглядеть четче. Есть две опции: «Устаревшее масштабирование» (значительно влияет на производительность) и «Масштабирование DL» (Deep Learning DSR— по типу DLSS, то есть без значительного влияния на производительность).
  • Анизотропная фильтрация. От этой настройки зависит качество текстур при взгляде под углом. В большинстве игр этот параметр регулируется внутриигровыми настройками, но в некоторых случаях может потребоваться форсирование фильтрации через драйвер, например, в переиздании Metal Gear Solid Collection.
  • Вертикальный синхроимпульс. Другие названия: вертикальная синхронизация и V-Sync. Основная задача — избавиться от разрывов изображения (тиринга). Это один из самых спорных пунктов, так как обычно для мониторов с поддержкой G-Sync и FreeSync этот параметр рекомендуют отключать. На деле не все так однозначно — портал blurbusters.com советует, наоборот, включать V-Sync, однако при этом нужно задать ограничение FPS на 3 кадра ниже максимальной частоты обновления монитора, тогда не будет увеличения инпут-лага. Как вариант, вместо ограничения частоты кадров можно включить «Режим низкой задержки» или Reflex. В целом, для достижения максимальной отзывчивости V-Sync стоит вовсе отключить, а для мониторов без G-Sync можно выставить параметр «Быстро», но в этом случае FPS должен превышать частоту обновления монитора.
  • Виртуальная реальность — сглаживание. Улучшает качество изображения для VR. Включайте, если у вас мощная видеокарта и вы пользуетесь VR.
  • ГП рендеринга OpenGL. Оставьте по умолчанию или выберите свою основную видеокарту.
  • Заранее подготовленные кадры виртуальной реальности. Параметр касается только VR, лучше оставить по умолчанию.
  • Затенение фонового освещения. Другие названия: Ambient Occlusion и окружающее затенение. Позволяет принудительно включить эту настройку в игре, однако поддерживается не всеми приложениями и не работает на Direct X 12. Лучше оставить по умолчанию.
  • Макс. частота кадров. Задать ограничение FPS можно также с помощью настроек игры или приложений вроде Riva Tuner. Лучше выставлять параметр для каждой конкретной игры в зависимости от возможностей вашего железа. Если у вас монитор 60 Гц, можно ставить значения 60 или 30. Если монитор высокогерцовый, можно задать половинное значение, например, 120 для монитора 240 Гц. Для G-Sync и FreeSync ограничение обычно задается на 1-3 кадра ниже максимальной частоты обновления, например, 143 или 162 кадра.
  • Макс. частота кадров фонового приложения. Если вам часто приходится сворачивать игру на некоторое время, то этот параметр поможет снизить шум вентиляторов и энергопотребление, так как FPS падает, когда игра находится в свернутом виде.
  • Метод представления Vulkan/OpenGL. Если говорить упрощенно, то включение параметра «Использовать цепочку буферов DXGI» позволит играм на основе Vulkan и OpenGL использовать полноэкранную оптимизацию (эта функция нужна, когда игра работает в безрамочном полноэкранном режиме, чтобы при этом работали все преимущества настоящего полноэкранного режима). В теории все это дает только плюсы: снижение задержек, быстрое переключение по Alt + Tab, поддержку Auto-HDR и другие преимущества.
  • Многокадровое сглаживание (MFAA). В некоторых играх может улучшить качество картинки, а в других, наоборот, вызвать проблемы. Глобально параметр должен быть выключен. Включайте его для конкретной игры, если вы понимаете, что он поможет.
  • Потоковая оптимизация. Оставьте по умолчанию. В некоторых случаях может дать прибавку в производительности, если ее отключить или включить. Например, для эмулятора CEMU, включение настройки дает ощутимый прирост на многоядерных CPU.
  • Предпочтительная частота обновления. Можно выставить глобальный параметр на «Высшая доступная», а если будут проблемы в приложениях, то отключить.
  • Размер кэша шейдеров. В теории в некоторых сценариях увеличение размера кэша приведет к улучшению производительности и стабильности. Но на практике эффекта, скорее всего, не будет.
  • Режим низкой задержки. Если игра не поддерживает NVIDIA Reflex, стоит включить режим низкой задержки. При этом параметр можно глобально установить на Ultra, ведь NVIDIA Reflex имеет приоритет и заместит собой режим низкой задержки, когда это возможно. На слабых процессорах может вызвать снижение FPS и статтеры.
  • Режим управления электропитанием. Можно установить режим максимальной производительности (тогда видеокарта всегда будет работать на максимум при запуске 3D приложения) или оставить параметр по умолчанию. В некоторых случаях от максимального режима может быть прирост производительности, но лучше включать этот параметр для конкретной игры, а не глобально.
  • Сглаживание FXAA, сглаживание — гамма-коррекция, сглаживание — параметры, сглаживание — прозрачность, сглаживание — режим. Может пригодиться для старых игр, где нет внутриигровых настроек сглаживания. В остальном лучше оставить все по умолчанию и регулировать настройки непосредственно в игре.
  • Совместимость с OpenGL GDI. Если играете в игры на основе OpenGL (в современных играх этот API не используется), то можно попробовать поэкспериментировать с настройкой. Для игр с DX заметного влияния этот параметр не оказывает.
  • Технология монитора. Отображается, если у монитора есть поддержка G-Sync или хотя бы Freesync. В этом случае логично оставить включенной опцию G-Sync.
  • Тройная буферизация. Работает на OpenGL, поэтому нет смысла включать в современных играх. Для Direct X есть схожая технология NVIDIA Fast Sync, которую можно включить, выставив в параметрах V-Sync вариант «Быстро» (в самой игре при этом V-Sync нужно выключить, кроме того, нужно, чтобы система выдавала больше кадров, чем частота обновления монитора).
  • Фильтрация текстур — анизотропная оптимизация, фильтрация текстур — качество, фильтрация текстур — отрицательное отклонение УД, фильтрация текстур — трилинейная оптимизация. Эти параметры стоит оставить по умолчанию. Но их можно отключить или снизить, если вы хотите выжать максимум FPS из железа, а качество графики при этом имеет второстепенное значение. Тем не менее прирост может быть совсем незначительным.

NVIDIA Profile Inspector

Более продвинутые настройки есть в программе NVIDIA Profile Inspector. Скачать ее можно на GitHub. Установка не требуется, распакуйте архив в любое удобное место. Также можно вынести ярлык на рабочий стол для быстрого запуска.

В отличие от официальной панели управления, настройки в NVIDIA Profile Inspector удобно отсортированы по тематике: синхронизация, сглаживание, фильтрация и т.п.
В отличие от официальной панели управления, настройки в NVIDIA Profile Inspector удобно отсортированы по тематике: синхронизация, сглаживание, фильтрация и т.п.

Скрытые настройки NVIDIA GeForce Experience

Кое-какие настройки можно поменять и в программе NVIDIA GeForce Experience. Программа очень простая, поэтому особых пояснений не требует. Однако в ней есть и скрытые функции. Например, можно включить масштабирование изображения.

-9

Активируйте параметр «Масштабирование изображения» в панели управления.

Перейдите в GeForce Experience и нажмите на значок шестеренки в правом верхнем углу.

Теперь тут должна появиться новая функция для управления масштабированием.

Перестрелки, сокровища и смертельные ловушки: первые впечатления от Xtract

Кроме того, в настройках есть чекбокс «Экспериментальные функции». Его тоже можно активировать, чтобы открыть дополнительные настройки. Однако их наличие зависит от версии драйвера. Некоторые функции со временем перестают быть экспериментальными и попадают в основной релиз.

-10

Также стоит обратить внимание на фирменные фишки NVIDIA. Так, тут можно включить или отключить режим Whisper Mode 2.0, Battery Boost и другие. Учтите, что не все ноутбуки поддерживают эти режимы, в этом случае в программе будет указано, что именно не подходит.

Андервольтинг и разгон

Если все вышеизложенное относится к базовым настройкам, которые мало влияют на реальную производительность, то результаты от разгона или андервольтинга видеокарты, как правило, заметны сразу. В рамках этого материала мы не будем лезть в дебри, а лишь объясним основные моменты, которые будут понятны всем.

Стоит ли разгонять видеокарту или делать андервольтинг

Если видеокарта работает нормально, температуры не превышают разумных значений (скажем, до 70 градусов), а вентиляторы тихие, то, возможно, вам лучше и вовсе ничего не трогать.

Вместо этого лучше подстройте работу вентиляторов, так как по умолчанию они могут работать неоптимально. Сделать это можно через фирменную утилиту производителя или через MSI Afterburner. Как правило, стоит ориентироваться на снижение температур, а не на снижение шума.

Как сделать андервольтинг видеокарты

Сложного здесь ничего нет. Вам потребуется немного времени и программа MSI Afterburner. Мы приводим упрощенную общую инструкцию:

  • Настройте мониторинг MSI Afterburner, чтобы видеть частоту и другие параметры видеокарты. Инструкция по настройке есть, например, вот в этом гайде. Не забудьте проставить галочки «Разблокировать управление напряжением», «Разблокировать мониторинг напряжения» и «Запускать вместе с Windows» (смотрите скриншот и выставьте все так же).
-11
  • Запустите игру или бенчмарк и определите максимальную частоту, на которой работает видеокарта под нагрузкой. Бенчмарк в теории лучше, так как он создает более высокую нагрузку, что хорошо для проверки стабильности. Допустим, это частота 1950 МГц (у вас может быть другое значение).
-12
  • В MSI Afterburner нажмите Ctrl + F, чтобы открыть кривую. Выделите мышью точку, которая соответствует напряжению 950 МВ. Зажмите Shift и потяните всю кривую вниз.
-13
  • Теперь выделите эту же точку и подтяните ее до частоты 1950 МГц (можно делать это стрелками для большей точности).
-14
  • Нажмите клавишу «Применить» в интерфейсе MSI Afterburner, чтобы зафиксировать частоту и напряжение. Вы увидите, что кривая выровнялась после заданной точки.
-15
  • Протестируйте работу видеокарты в игре. Если на таком напряжении все работает стабильно, можно попробовать еще раз с более низким напряжением или оставить как есть. Если нет, нужно сделать сброс (кнопка Reset) и попробовать еще раз с более высоким напряжением.
Тысяча чертей! 10 игр про путешествия и исследование океана
  • Когда вы нашли оптимальное соотношение частоты и напряжения для своей системы, стоит подтянуть вверх левую часть кривой (то есть точки, которые расположены на шкале слева от напряжения 950 МВ, чтобы на низкой частоте не было перебора по напряжению.
-16
  • Чтобы настройки загружались вместе с Windows, нужно нажать соответствующую кнопку в интерфейсе программы (выглядит как значок Windows).
-17