Найти тему

Очарование Дербентом. На подступах к цитадели.

Очарование Кавказом | Лаборатория Исторических Прозрений | Дзен

Очарование Кавказом началось на третий день путешествия, после разминки в дождливом Саратове и знойной Астрахани. 
В дагестанский колорит влюбляешься с первых минут общения с этими удивительными людьми. Полночи в плацкартном вагоне юный сосед мешал спать телефонными разговорами с возлюбленной; я отрубился где-то на угрозе пылкого джигита приехать к ней в аул и убить - чтоб не терзала бедное сердце. У кавказцев очень милый акцент на русском языке, а речи юноши, полуграмотные и страстные одновременно, окунули в воспоминания собственной пылкой юности. Нормальный парень, студент из Саратовского Медицинского. На следующий день я научил его игре в марсианский преферанс - надо поднимать молодёжь над уровнем переводного дурачка. 
Проснулся далеко не на рассвете - весь вагон непрерывно что-то говорил. Все на русском языке - и все с милым кавказским акцентом. Сразу же напомнил о себе голод. За прошедшие два дня путешествия по-хорошему трапезничал два раза: невразумительно в Саратове и объедамшись в Астрахани. Ещё ночью на вокзале Астрахани очень бы не отказался от тарелочки мясного супчика - а пусто! Не сервис, а убогое зеро. Не то что супчика - беляша разогретого не раздобыть нигде в округе! 
Станция Махачкала. Стоим 54 минуты. Хвала Аллаху: Махачкала - цэ не Астрахань! Прямо на перроне - бойкая торговля съестным: слюнки текут! Тётенька при мне пожарила чудушечку - вкуснятина! Очарование Дагестаном началось с этой чудушечки. 
Ну почему в большой России всё не так? Сан-Эпид-Хрен-Надзор её знает. 
Тётенька голыми руками (без перчаток!) замесила тесто, быстренько раскатала - и на сковородочку! И я ел, ел, ел! Ел с благодарностью - и не брезговал. И не потому, что был сильно голоден. Это я для наших доморощенных чистоплюев рассказываю. 
У любого пекаря самые чистые и святые руки на свете. Потому что он кормит нас хлебом. Без которого нету жизни нормальному человеку. Это я уже инфиртильных дамочек подначиваю. Вот же ж начитались всякой ерунды, что хлеб-де вреден для здоровья! Срамота европейская. Как можно вообще к трапезе без хлеба приступать? Хлеба нет - стол пустой!
А вот на Кавказе таких фиртипильных настроений практически нет. Тут живут полноценные люди. Не оторванные от природы, и вместе с тем передающие из поколения в поколение высокую культуру нравственной и физической чистоты. Особенно в исламских республиках.
И братьями друг друга тут называют не просто ради красного словца. А потому что даже по отношению к незнакомцам поступают по-братски. Конечно, ожидая и к себе подобного отношения. Я буду много рассказывать о случайных попутчиках в Дагестане. Потому что, наряду с природными чудесами, местные жители - это ни с чем не сравнимая достопримечательность Дагестана. 
Вот как вы прикажете воспринимать следующее событие? Наскоро устроившись в уютнейшей комнате 
гостиницы «Подушка» с роскошной мягкой кроватью, половиками на полу и картинами на стенах (за 600 рублей в ночь), поспешил к главной достопримечательности Дербента - старинной крепости. Город оказался больше, чем я думал. А время поджимало - поезд привёз зáполдень. Спросил у первых встречных: правильно ли иду? Молодой мужчина с роскошной окладистой бородой предложил подвезти. Слово зá слово - довёз до ворот Кырхляр-капы, ведущих в Старый Город
Довёз бы - и довёз. Что тут такого? Э, нет - в Дагестане не всё так просто. Я, конечно, сердечно благодарю. По доброжелательному тону собеседника понимаю, что предлагать плату за проезд - только обидеть человека. А мужчина берёт с панели упаковку жевательных резинок и протягивает мне: «Это Вам подарок. Простите, у меня ничего другого нет…» - «??? Это же я Вам должен как бы за проезд…» - «Нет-нет! Вы - наш гость. У нас так принято…» 
Думаете - странный попутчик? В Дагестане такое повсеместно! 
Пребывая в млеющем шоке, не нашёл удачного ракурса, чтоб сфотографировать ворота крепости. Вроде объект старины - как я люблю, но уж столько на нём шелухи из проводов, газовых труб, дорожных знаков и стоящих вплотную автомоблюдищ! Наверное, хороший ракурс и не найти в наше время. А вот как выглядели ворота в старину, до эпохи автомоблюдищного материализма.

Ворота Кырхляр-капы. Фото из инета.
 Они были парадными воротами старого города. Название произошло от одноимённого захоронения «Кырхляр». Арабские авторы называли эти ворота Баб-аль-Джихад (Ворота священной войны). Русские авторы называют их Кизлярскими (потому что через них шла дорога в сторону русской крепости Кизляр).
Ворота Кырхляр-капы. Фото из инета.  Они были парадными воротами старого города. Название произошло от одноимённого захоронения «Кырхляр». Арабские авторы называли эти ворота Баб-аль-Джихад (Ворота священной войны). Русские авторы называют их Кизлярскими (потому что через них шла дорога в сторону русской крепости Кизляр).

Пройдя ворота, попадаешь в совсем другой город. Одно-, двух-этажные домики из крупнобетонных блоков без облицовки стоят близко друг к другу, образуя замысловатую сеть узких улочек - магалов. И без того простецкая архитектура повсюду обезображена проводами и жёлтыми газовыми трубами, обвивающими дома подобно урбанистическим змеям. Что поделать - для местных жителей это вопрос выживания; тут не до угодничества туристическим запросам «под старину». 
Поэтому из всей окружающей тебя экзотики крайне трудно выбрать ракурс для съёмки. Да и то потом придётся тщательно вырезать все эти трубы-провода.

-2

Предаваясь воспоминаниям в кабинетном уюте, сожалеешь о том, что на фоторазграбление Старого Города Аллах отвёл столь мало времени. Но право же, это не то место, куда бы душа рвалась вернуться вновь. Довольствуйся малым - и без обеда торопись к цитадели крепости! Музей-заповедник вечером закроют. 
И всё же как жаль, что не прошёл нужным магалом через старинную Джума-мечеть! Там, где возле красивых ворот на интернетных фотках красуются два мощных древних платана, взятых под охрану природы. 
Широкая улица Крупской от самих ворот сразу вывела на кратчайший путь к цитадели с поворотом на ул. 
Орта-Капы. Так называется крайняя башня сохранившейся южной крепостной стены, разделяющей Старый Город на две части. 
Прямо возле 
башни Орта-Капы степėнные мужи играют в карты.

-3

Как и положено на Востоке, женщин рядом нет. Здесь вы не встретите вульгарного бабья, прикуривающего на коленках у случайного полюбовничка из нолитого стакана. Всё чинно-благородно-неспешно. 
Следующую башню (которая на карте сверху выглядит выступом в тянущейся стене) облюбовала ребятня. Рельеф стены с выступом очень удобно использовать для игры в футбол: мяч отлетает всегда в игровую зону.

-4

Завидев меня с фотоаппаратом, малого согнали с ворот. Смотри, как надо бить!

Как думаете - будет гол?
Как думаете - будет гол?

Понтярщик на воротах выставил руки, как каратист. И как каратист, бездарно пропустил в угол.

Вот уже и лестница, ведущая к цитадели.

-6

А пока поднимаемся по 211 ступеням и переводим дух, самое время поговорить об истории города Дербента.

Продолжение следует.