3,6K подписчиков

Цветовые поля и другие берега Марка Ротко (Mark Rothko)

452 прочитали

Искусство может быть опасным. Это факт. Вызывает иногда у зрителя неадекватную реакцию. И не то, чтобы всегда зритель «виноват» - такая вот индивидуальная непереносимость случается. 

Вот вам пример инцидента 2012 года: «Британская полиция предъявила обвинения повредившему картину Марка Ротко в галерее Tate Modern. <…>

«Черное на темно-красном» - картина из так называемого "сиграмовского цикла" ("Seagram murals") Ротко - выставляется в лондонской галерее с февраля 1970 года. Оценочную стоимость поврежденного полотна Tate Modern не называет. Предположительно, «Черное на темно-красном" стоит около 80 миллионов долларов»… Ого!

Марк Ротко. Автопортрет
Марк Ротко. Автопортрет

Сегодня ретроспективная выставка Марка Ротко проходит (пока без эксцессов) в Париже, в foundation Louis Vuitton (А что? В Европе тоже олигархи есть). Плотными рядами идут на Ротко желающие “испытать себя” и понять причины популярности этого американца. Люди приходят сделать личный выбор.

Это нормально, когда что-то именно тебе не нравится или нравится. 

***

…А ведь абстракции заставляют думать. Чтобы увидеть «абстрактную» картину, надо остановиться перед ней и забыть обо всех своих представлениях об этом мире вообще и канонах живописи в частности. Единственной вашей реальностью должна стать эта работа - перед вами. Тогда есть шанс встречи. Так говорят влюбленные в абстракцию - делятся своим «секретом» восприятия. Учтем?

***

Вот о мастере такого «непонятного» (или элитарного?) искусства и пойдет сегодня рассказ. 

Марк Ротко на фоне своей картины
Марк Ротко на фоне своей картины

Марк Ротко (англ. Mark Rothko, имя при рождении — Ма́ркус Я́нкелевич—Бе́ндетович Ротко́вис) родился в 1903 году в еврейской небогатой семье на западной окраине Российской империи - уездном городе Двинске Витебской губернии (с 1920 года Даугавпилс, Латвия). Отец (Я́нкель-Бе́ндет Ио́селович Роткович (1859—1914)) был аптекарем, семья его уделяла много внимания образованию своих чад.

В 1910-1913 годах клан Ротко, повинуясь «всеобщему» веянию времени - эмиграции из Восточной Европы в Америку - «этапами» поплыл на пароходах в Новый свет, из Либавы (ныне Лиепаи). А что? Паспорта у мещан Западного края России были.

Многие тогда вдохновлялись сказками о том, что доллары на улицах Нью-Йорка буквально «лежат под ногами». Вот и Ротко (тогда Ротковичи) в предчувствии скорых драматических перемен, снялись с насиженных мест и поплыли за своей американской мечтой. Семья благополучно добралась до Америки, где не шибко разбогатела, но и не пропала без вести. Отец семейства умер рано, в 1914, остались старшие братья, основавшие небольшой бизнес по типу «пошив модной одежды» и взявшие на себя заботу о семье.

Марк легко обучался на новом месте наукам и языкам. Ему давались точные науки, в 1921-м он даже поступил в престижный всегда Йельский университет, планируя для себя всерьез карьеру инженера. Недоучившись, однако, бросил университет в 1923, но появился там вновь спустя 46 лет - уже у последней жизненной черты, чтобы получить почётную степень доктора.

Собственно, занятие живописью он начал неожиданно для всех (и для себя!) именно в 1923. Так почти спонтанно родилась его «живопись цветового поля» или живопись «горизонта», где встречаются линии бытия, линии жизни и памяти. Впрочем, начинал он все-таки с фигуративной живописи.

Марк Ротко
Марк Ротко

Марк Ротко. Стоящие мужчина и женщина
Марк Ротко. Стоящие мужчина и женщина

Первая персональная выставка Марка Ротко состоялась на Восточном побережье в Галерее современного искусства осенью 1933 года. Его заметили! И великая Американская депрессия не помешала.

Марк Ротко, 1930-е
Марк Ротко, 1930-е

Постепенно рос интерес к его работам и признание. Сегодня Марк Ротко - классик Американской живописи. Гордость Америки. И гордость Латвии. На его исторической родине в бывшем Двинске работает арт-центр его имени, где можно познакомиться с творчеством художника.

Отчего-то абстрактное искусство привлекательно для современных латвийцев. К слову, я вижу даже некоторую перекличку современного искусства Латвии и творчества Марка Ротко: минимализм, цвет, поразительное соседство разных цветов, которое, на поверку, оказывается удивительно гармоничным: что, так можно было?!

Так что не только Парижем и Нью-Йорком люди живы. И не горизонт ли медленно удаляющихся Балтийских берегов запечатлился навсегда в памяти пытливого подростка, уплывающего к неведомым «другим берегам»?..

Марк Ротко, 1969 год
Марк Ротко, 1969 год

***

В 1970 году Марк Ротко покончил с собой, вскрыв вены (вскрытие показало огромную дозу антидепрессантов в крови…).

В центре Нью-Йорка. Обласканный галеристами. Признанный мастер авангардизма. Не забытый…

Говорят, у него была депрессия и он разошелся с женой… И вообще у него была череда неприятностей с заказчиками. Пишут его друзья, дух коммерции был чужд Марку Ротко. Что-то пошло решительно не так.

…И вот этот цвет «запекшейся крови» на его полотнах теперь преследует его почитателей со всего мира.

Марк Ротко
Марк Ротко

Марк Ротко считается ярким последователем Казимира Малевича и его стиля - абстрактного экспрессионизма.

Похоже, запрос на революцию в искусстве витал в воздухе, ибо Малевич и Ротко, разделенные океанами, вряд ли даже слышали друг о друге. И если Малевича в быту помнят как автора «квадратов», то Ротко остался в «простейшей истории» как мастер «цветных ленточек». Такая вот мнемоника. 

Марк Ротко
Марк Ротко

Последнюю работу Марка Ротко 1970 года, выполненную в драматично фирменных «красных» (или «кровавых») тонах, называют даже репликой на «Черный квадрат». При этом, заметьте, сам художник категорически не приемлет определение своего художественного кредо как «абстрактного»: «Не следует считать мои картины абстрактными. У них нет намерения создавать или акцентировать формальное соотношение цвета и места. Я отказываюсь от естественного изображения только для того, чтобы усилить выражение темы, заключенной в названии» (М. Ратко, 1957 год). Вот так. 

Есть у этого художника еще одна фишка - отсутствие четких границ на полотнах, некие размытые поля по краям. Этот секрет «подвижной» живописи был прост: художник закрывал края бумаги или холста маскирующей пленкой, которая потом снималась. Вуаля! «Трепещущие мазки, перепады настроения», - трактовка искусствоведов.

«Самая интересная картина - та, которая выражает больше того, что ты думаешь, чем то, что ты видишь», - Марк Ротко.

И как тут не согласиться с мастером?

Архаическое искусство и бесконечность цвета быстрее приближают зрителя к истине. Такое кредо исповедовал этот авангардист, любивший горизонтальные повторения на большом вертикальном холсте. Цвет у Ротко есть и форма и композиция. В цвете вся разгадка: история его жизни и творчества рассказана цветовой гаммой спрессованных дрожащих «полей».

К концу жизни художника эта гамма становится буро-красной... Игра бессознательного. Тайна дорогого искусства.

Варианты трактовки приветствуются.

©️Мила Тонбо 2023