Несколько лет назад я увлеклась чтением готических романов зарубежных писателей (Э. Нун, К. Росс, Б. Майклз). Погружая в мрачную атмосферу тайн и проклятий, они читались буквально на одном дыхании. Поэтому и не было ничего удивительного в том, что некоторые из них я захотела приобрести для своей домашней библиотеки. К тому же меня привлекало в них и то, что готики в них было не так уж и много. Кроме того, в центре повествования таких романов, как правило, была история молодой девушки, которая на пути к своему счастью преодолевала немало препятствий и преград.
Выходили такие романы в мягкой обложке в серии "Готический роман" еще начиная с 2002 г. и были довольно небольшого объема, благодаря чему читались довольно быстро и легко.
И вот в рамках уютных чтений на канале "Книжная полка Джульетты" я вспомнила об этих книгах. А потом решила вновь прочитать некоторые из них.
Вначале я решила познакомиться с романом Б. Майклз "Призрак Белой Дамы", ибо мне были хорошо известны некоторые произведения писательницы. Поэтому и не сомневалась в том, что данный роман мне очень понравится. И в принципе я не обманулась в своих ожиданиях, погрузившись в мир викторианской Англии и страшных тайн, которые предстояло раскрыть главной героине романа.
Немного об авторе
Б. Майклз - известная американская писательница, доктор наук и археолог-египтолог. Причем она публикуется под двумя разными псевдонимами. Под именем Барбара Майклз выходят ее готические романы, а под именем Элизабет Питерс -детективные романы.
Готические романы писательница начала публиковать еще начиная с 1966 г., которые продолжают радовать читателей необычными поворотами сюжета и сочетанием в произведениях элементов мистики, романтики и драмы.
Особенности романа
- мистического в романе очень мало, но, однако, это не делает его менее напряженным и увлекательным для читателей;
- но все же некоторые элементы готики в романе присутствуют, что позволяет соприкоснуться нам с атмосферой таинственности и страха : мрачный замок, проклятия и тайны, призрак.
- в романе поднимается немало социальных проблем, благодаря которым становится особенно понятна враждебность слуг по отношениям к своим хозяевам, их страх и в то же время - ненависть и желание что-то изменить перед лицом несправедливости и беззакония.
В 19 веке человек был бесправен перед своим хозяином. Тот мог его избить, не заботиться о его нуждах и даже уволить и бросить на произвол судьбы. Неудивительно потому, что слуги и не могли при подобном положении вещей испытывать благородные и добрые чувства по отношению к своим хозяевам;
- но особенно, что меня поразило, так это бесправное положение женщины. Она не имела свободы и никаких прав. И находилась вначале под опекой родственников, а потом - и мужа.
А тот мог всячески над нею издеваться, подвергать различным унижениям и даже избить ее или убить.
И женщина ничего не могла с этим поделать, ибо закон был полностью на стороне мужчины и мог всегда его оправдать;
- элементы драмы и триллера настолько ловко сочетаются в повествовании, что до конца повествования не можешь предугадать его финал. И то и дело замираешь от страха и нетерпения, желая поскорее дочитать этот необычный роман
до конца и узнать в конце концов о том, что справедливость восторжествовала, а злодеи наконец-то получили по заслугам. Хотя, если честно, мне было жалко их. Нельзя сказать, что так уж все однозначно. Да, черное не всегда бывает черным, а белое - не только лишь белое;
- в какой-то степени я бы назвала это произведение романом взросления, в котором юная девушка лишается всех своих иллюзий и постепенно постигает настоящую школу жизни.
О романе
Повествование здесь ведется от лица 16 -летней Люси Картрайт. После трагической гибели родителей она становится наследницей огромного состояния. Ее тетка, которая становится опекуншей юной сиротки, ненавидит племянницу и стремится поскорее выдать ее замуж.
Все надежды девушки на то, что ее оставят в покое и позволят самой решать свою судьбу, постепенно терпят крах. Что, впрочем, и понятно. Ведь Люси -несовершеннолетняя девушка. И в то время, о котором повествует писательница, и вовсе была лишена свободы по сравнению, например, с нашими современницами.
Впрочем, Люси не отчаивается и надеется прожить жизнь так, как ей хочется. С этой целью она даже решается на побег с учителем музыки, в которого, как ей кажется, она влюблена. Но ее тетка предугадала замысел племянницы. И встает на пути влюбленных и разлучает их навсегда.
Теперь ее судьба - это надменный и мрачный красавец барон Клер, который обращает внимание на Люси и даже делает ей предложение руки и сердца. После крушения всех ее планов и надежд девушке не остается ничего лучшего, как согласиться с доводами тетки и стать женой барона, который увозит вскоре жену в свое родовое поместье.
Люси старается полюбить мужа, но тот лишь предельно вежлив с девушкой и все больше отдаляется от нее.
А потом молодая женщина и вовсе испытывает ужас и страх: перед ее глазами несколько раз возникает призрак женщины в белом, который видит только она. Как объясняют ей потом, его видели все женщины семейства Клер перед смертью. Потому-то фактически все они умерли очень рано.
Люси в недоумении:что же все это значит:
"Я не верила в сверхъестественные силы,но все мои попытки объяснить это видение рационально терпели неудачу".
А появление этого таинственного призрака и в самом деле несет угрозу для Люси. Вскоре она начинает замечать, что равнодушие ее мужа переросло в недоброжелательство по отношению к ней. Он стал очень груб с нею, причем до такой степени, что молодая женщина уже и не знала, что же ей делать и где искать спасения.
И осмелится ли теперь кто-то ей помочь?
Или Люси предстоит погибнуть вместе со зловещими и мрачными тайнами, которые ей вскоре предстоит раскрыть ?