Замечали ли вы, что в разных историях существует множество схожих персонажей? Одни - неутомимые герои, вечно ищущие подвиги на свою голову, другие - их верные друзья, готовые всегда поддержать шуткой и обнимашками, а третьи - таинственные наставники в плаще с огромным капюшоном, знающие все тайны этого мира... Так почему же в литературе и кино так много подходящих под эти описания персонажей, но при этом отличающихся друг от друга?
Меня зовут Лина Солаир, сейчас я работаю над двумя разными комиксами и разбираюсь вместе с вами в том, как написать сильный сценарий, улучшить навыки в рисовании и какие нюансы необходимо учесть в создании комиксов. Погнали)
Есть довольно много таких систем архетипов. Некоторые из них очень широко известны. К примеру, знаки зодиака - о них знают все, и это один из распространенных способов разделять людей на типы, на некие группы с характерными для них чертами. Так вот, архетипы Юнга - это набор неких клишированных черт и ценностей, присущих людям в той или иной степени. Ведущих архетипов у человека может быть несколько. Человек может быть одновременно и выраженным Бунтарем и Шутом, или Эстетом и Творцом.
Архетипы проявляются в поведении человека, его внутренних ценностях и внешнем виде. По сути своей, архетип - это то, что мы считываем подсознательно, при знакомстве с человеком. Ирокез, множество татуировок и привычка держаться уверенно-вызывающе сразу выдадут Бунтаря, любовь к эзотерике и тайнам Вселенной, спокойная харизма и умение повести за собой людей к поиску истины - Мага.
Как же это может помочь нам с персонажами?
Дело в том, что у каждого персонажа тоже есть свой архетип, неважно, было это сделано специально или автор даже не знал о существовании Юнга. Поэтому архетипы могут быть полезны если вы хотите глубже понять мотивацию уже существующих персонажей или пытаетесь придумать собственного.
Итак, есть 12 архетипов, выделенных Карлом Густавом Юнгом, кроме того, у каждого из них есть Тень - это архетип в худших его проявлениях, когда слабые стороны берут верх над сильными. И в некоторых ситуациях именно Тень архетипа может стать основой для вашего персонажа.
Кроме того, архетипы делятся на 4 группы по своим ценностям. Сегодня обсудим первую группу, ключевая ценность которой - независимость или "тоска по потерянному раю". Для таких людей характерно стремление к созданию идеального мира, самопознанию, их счастье заключается в том, чтобы найти свой способ существовать в этом мире.
1. Простодушный (Ребенок)
Это наивный человек, занимающий по жизни детскую, инфантильную позицию. Он радостен, чист и светел, не верит в интриги, в злых людей и в то, что мир бывает неидеальным. Простодушный верит в чудеса, он не теряет своей связи с прошлым, у него всегда есть надежда на лучшее. Кроме того, ему присуща мечтательность, это творческий и эмоциональный человек. Ребенок всегда стремится к ощущению счастья, для него это цель в жизни - быть счастливым самому и делать счастливыми других.
Слабые стороны Простодушного, его Тень - как раз его наивность и вечная вера в то, что все как-нибудь само разрешится. Его очень легко обмануть и подставить. Кроме того, он очень боится брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о чем-то еще. Это "вечный ребенок", висящий на шее своего родителя, реального или фигурального.
Пример Архетипа Простодушный: Полумна Лавгуд ("Гарри Поттер"), Люси Певенси ("Хроники Нарнии"), Мэри Маргарет Бланшар/Белоснежка ("Однажды в сказке"), Тика Фудзивара ("Госпожа Кагуя: в любви как на войне"), Константин Воронин ("Воронины"), причем последний близок к Тени архетипа.
2. Искатель (Странник)
Вечно в поисках свободы для себя и для других. Искатель - человек, готовый пройти через горы и пустыни, джунгли и саванны, переплыть океаны, чтобы исследовать неизвестное, он всегда в поисках нового. Это и является его целью - найти истину, найти свободу. Важно подметить, что в отличие от Мага, для Искателя ценнен именно результат, он стремится достичь его, тогда как Магу важен сам процесс поиска. Искатель открывает новые грани мира. Они часто бывают главными героями именно потому что ищут свое место в мире, а это - основа любого конфликта в сюжете.
Заигравшись, Искатель может уйти в перфекционизм, гоняться за недостижимым идеалом, это вечные скитания, поиски, без возможности когда-либо их завершить. Вечное саморазвитие, которым человек никогда не будет удовлетворен.
Пример Архетипа Искатель: Индиана Джонс, Фокс Малдер ("Секретные материалы"), Эрен Йегер ("Атака Титанов"), Моана, Мерида ("Храбрая сердцем").
3. Мудрец
Также его называют Философом. Этот человек хочет познать мир с точки зрения рационализма, он ученый до глубины души. Ему хочется узнать о мире как можно больше, понять его суть, все причинно-следственные связи. Мудрец изучает новое всю свою жизнь, он, как и Странник, вечно в поиске, вот только поиск этот происходит исключительно в его голове. В кино и литературе часто изображаются наставниками главных героев, а общепринятый образ Мудреца - седой старик в длинном плаще. Узнали кого-нибудь в этом описании?)
Тенью Мудреца является образ "злого гения", тоже часто используемый в сюжетах, или же холодного, бесчувственного человека, опирающегося в своих суждениях исключительно на разум и логику.
Известные примеры Мудрецов: Гэндальф Серый ("Властелин колец"), Альбус Дамблдор ("Гарри Поттер"), Ишигами Сенку ("Доктор Стоун"), Шелдон Ли Купер ("Теория большого взрыва").
Следующей группой, которую мы разберем будет группа стабильности: Правитель, Творец и Заботливый)
Пишите, каких еще вы знаете персонажей, подходящих под разобранные сегодня архетипы!
Пока что это все, но если подписаться на мой блог, можно увидеть другие интересные статьи о писательстве, рисовании и моей работе над комиксами) Хорошего вам дня!
А еще можете подписаться на мой телеграмм канал, если вам удобнее читать короткие публикации и хочется видеть мелкие спойлеры чаще!
Остальные статьи по архетипам:
Другие мои статьи: