Бывает, вот читаешь книжку и ощущаешь тревогу за персонажей. При этом вроде ничего не происходит, а ты все равно ощущаешь что что-то не так. Вот что-то плохое должно случиться, хоть и картина идиллическая складывается. И никак это не объяснишь, просто "ну чувствую я так".
А все почему? Да потому что в писательской среде существует такое понятие как "саспенс". Давайте разбираться, о чем это и куда.
Меня зовут Ликатери, сейчас я работаю над двумя разными комиксами и разбираюсь вместе с вами в том, как написать сильный сценарий, улучшить навыки в рисовании и какие нюансы необходимо учесть в создании комиксов. Погнали)
Википедия говорит нам, что саспенс - это состояние тревожного ожидания и беспокойства. В английском языке это слово используют и для повседневных ситуаций, ну а у нас англицизмы сейчас не жалуют, поэтому прижилось слово только в сфере кинематографа и художественной литературы.
И тут есть два варианта ситуации.
Открытый саспенс - это когда ты знаешь, какая опасность угрожает герою, а он - еще нет. Нам показали маньяка за углом, а герой идет себе спокойно и не подозревает, что маньяк уже любовно потирает ручку бензопилы. Ну а бедный зритель сидит и думает: "О нет, не иди туда, и вообще, зачем ты из кровати вылез?!".
Чаще всего в хоррорах такое можно встретить. Неудивительно, в общем-то. Ну, или в боевиках, где герою трагично подстраивают ловушку, а он в нее не менее трагично попадает.
Есть еще второй вариант саспенса - закрытый. Здесь уже веселее. Герой все так же не знает, какая там опасность за углом. Зритель тоже не знает, но при этом чувствует напряжение, тревогу и сам не знает почему.
Казалось бы, как можно напугать зрителя или читателя при полном отсутствии опасности на экране. Тем не менее, у опытных авторов есть куча трюков в рукаве. Жутковатая музыка, которая становится громче или тише, визуальные эффекты, вроде тени, проскользнувшей мимо.
Например, на картине выше виртуозно передан саспенс. Хотя вроде бы это и просто картина, статичное изображение, но при этом она вызывает ощущение беспокойства, возможно даже страха. Чистейшая психология: тусклые грязные цвета, открытая дверь (некомфортно же, мало ли что оттуда выпрыгнет), темнота, собака, смотрящая туда (что она видит?). Все эти детали в совокупности заставляет нас тревожиться, хоть рационально мы и понимаем, что ничего страшного с нами не происходит и не произойдет.
Такая вот интересная штука, этот саспенс, а главное - это очень сильно вовлекает зрителя в происходящее и заставляет его переживать вместе с героями.
Нравится ли вам это чувство беспокойства за героя, или наоборот?
Пока что это все, но если подписаться на мой блог, можно увидеть другие интересные статьи о писательстве, рисовании и моей работе над комиксами) Хорошего вам дня!
А еще можете подписаться на мой телеграмм канал, если вам удобнее читать короткие публикации и хочется видеть мелкие спойлеры чаще!