Найти тему
Я люблю лодки!

Как я на шкипера учился: день восьмой. Идём в Балаклаву. Спасаем рядового Моба. Отшельник

Оглавление

Планируем швартоваться к причалу Януковича на исторической набережной Назукина, посетить ресторацию и бордель...

Продолжаю рассказ о десятидневной практике и экзаменах для получения яхтенных прав IYT. Начало этой истории здесь.

Сладкая печаль

Проснулся с чувством легкой грусти. Хорошее обязательно когда-нибудь заканчивается, ведь это в порядке вещей. А вот то хорошее, что смогло начаться и продолжается уже ВОСЬМОЙ день подряд - есть чудо из чудес. Но даже такая сильная мысль утешала мало, ведь осталось всего два дня практики. Организаторы учли вероятность упаднических настроений и запланировали для нас очень насыщенный день.

Экипаж, по мере собственных возможностей, тоже "делал праздник" - нет, не алкоголем, а сладостями: мороженое, шоколад, печенья, йогурты. Количество сладкоежек на борту оказалось для меня неожиданным. Они крепко сидели на своём пристрастии и периодически вызывались сходить в магазин с целью закупиться. А поскольку судовая касса общая, траты распределялись поровну, то и мне приходилось пытаться есть это. Быстро понял, что для моего организма даже водка безопаснее сладостей и, столкнувшись с некоторыми проблемами, решил оставлять свою долю приятелям.

На будущее взял за правило: оказавшись в новом экипаже, прошу сладкое на меня не покупать. Правда, правило не пригодилось: в экипаж сладкоежек больше не попадал.

Швартовка на буй

После завтрака, не теряя ни минуты отправились отрабатывать швартовку на буй кормой:

  • крепите швартов на кормовую утку;
  • подходите к бую кормой против ветра;
  • продеваете швартов через ухо буя;
  • заводите швартов на противоположную кормовую утку.

Даже если вы планируете швартоваться к бую носом, то подходить к нему тоже можно кормой, в этом есть свои преимущества: корма широкая и низкая, с неё легко дотянуться до рыма (проушины); рулевой хорошо видит буй и контролирует дистанцию до него.

Делается этот маневр так, как показано на рисунке ниже.

Швартовка на буй носом
Швартовка на буй носом
  1. Заводите швартов на носовую утку. Проводите швартов снаружи леерных стоек. Подходите кормой к бую против течения или ветра, то есть, против основного действующего фактора. Будьте внимательны: не намотайте швартов на винт! Продеваете швартов через рым буя.
  2. Возвращаете конец на ту же самую носовую утку. Ждете, когда ветер или течение развернёт лодку носом к бую, или помогаете развернуться двигателем и рулём.
  3. Заводите швартов на носовую утку противоположного борта и окончательно крепите.

Примечание: швартов может перетереться, и желательно использовать второй - дублирующий. Тогда оба конца швартового каната крепятся к одной утке (левый швартов к левой утке, правый швартов к правой утке).

Идём в Балаклаву!

Отход состоялся в 11:00. Паруса ставили прямо в бухте: привелись носом к ветру (положение левентик), поставили грот, а затем, двигаясь остро к ветру (курс бейдевинд), поставили геную.

Доклад погранцам

В этот день я выполнял роль радиста. Проходя в створе латеральных знаков Стрелецкой бухты, предупредил пограничников о нашем выходе на 16 канале УКВ (выделен для сигналов бедствия, безопасности и вызова):

- Берег 62, я яхта Маргарита, приём.
(В ответ тишина, жду две минуты...)
- Берег 62, я яхта Маргарита, приём.
- Яхта Маргарита, я Берег 62, приём.
- Выходим из Стрелецкой бухты на Балаклаву, заявка №38, приём.
- Вас понял. Конец связи.

Хорошая морская практика - вносить информацию о важных радиопереговорах в судовой журнал. Это позволит при необходимости чётко назвать время и содержание радиопереговоров.

Херсонесский маяк. На пути к мысу Фиолент

Из Стрелецкой бухты дошли до северного кардинального знака ("обойди меня с севера"), обогнули его и пошли генеральным курсом на Херсонесский маяк под парусами в лавировку.

Обогнули мыс Херсонес, курс относительно ветра сменился на галфвинд (дует в борт) и помчались к мысу Фиолент.

Спасаем рядового Моба

К 14:20 мы подошли к мысу Фиолент. Здесь нас ждало новое упражнение: спасение утопающего. По легенде рядовой Моб (англ: Man Over Board - человек за бортом), будучи совершенно сухопутным человеком, не соблюдал правило "трех точек", выпал за борт, утратил способность к перемещению и желание сопротивляться стихии. Но нам всё равно следовало его спасти.

Правило трех точек - находясь на палубе, используй не менее трех точек опоры: нога+нога+рука; попа+нога+нога и т.д.

В роли рядового Моба выступил недавно выловленный при попытке бегства кранец (и выкупленный за литр пива, помните?) Мы же не звери: раз уж кранец хотел сбежать, так дадим ему ещё один шанс.

Мыс Фиолент - древний вулкан. Отсюда берет начало Южная гряда Крымских гор. По преданию здесь ступил на крымскую землю апостол Андрей Первозванный
Мыс Фиолент - древний вулкан. Отсюда берет начало Южная гряда Крымских гор. По преданию здесь ступил на крымскую землю апостол Андрей Первозванный

Забрасывали Моба в море и спасали его сперва под мотором, а потом под парусами. Всё как положено: вопль "человек за бортом"; три длинных гудка; показывание пальцем на утопающего (нельзя упускать из виду); выполнение манёвра и вытаскивание из воды. По совокупности десять успешных спасений.

Чрезвычайное происшествие

Не редки случаи, когда при спасательных операциях происходят новые происшествия. В одной из попыток спасения Моба мы чуть не потеряли настоящего члена экипажа - меня. Дело был так: шли под парусами, Моб уже под самым бортом и спасение близко. Я приготовился ловить его крюком и тут налетел порыв ветра. Он застал меня в движении, я только что отпустил поручень левой рукой, а перехватиться за ванту (вертикальный трос, поддерживающий мачту) уже не успел. В правой руке - отпорный крюк, его отпускать никак нельзя, утонет. Лодку бросает на борт, палуба уходит из под ног. Мои голени обрушиваются на стальные леера (тросы ограждения высотой по колено), левой рукой хватаюсь за те же леера, изгибаюсь буквой "пэ" и перекувыркивание за борт становится неизбежным. Кажется, что трос вот-вот отрежет пальцы, а лицо уже над самой водой. И тут лодка подныривает, уходит вправо и ловит меня на палубу, словно рыбину в сачок. Всё продолжается не более секунды.

Экипаж прореагировал разочарованно: "Ууууууу.... Мы так рассчитывали, что ты выпадешь! Такое приключение испортил! Совсем о других не думаешь! А давайте его сами выбросим за борт?" Что тут скажешь, правы ребята, виноват...

Чуть-чуть поцарапал голени и колени. Тут главное не заляпать кровью тиковую палубу :)))
Чуть-чуть поцарапал голени и колени. Тут главное не заляпать кровью тиковую палубу :)))

Отшельник мыса Фиолент

Фиолент - место силы. Притягивает и Апостолов, и "просветленных", и самых обычных людей вроде меня. И вот, в совершенно недоступном месте, на крутом склоне древнего вулкана, поселился отшельник. Организовал себе жилище в нескольких ярусах: ближе к воде каменная ванная, выше - гостинная с видом на закат. Добраться до его пристанища можно только морем, но близко к берегу не подойти - валуны. Как он там живет, что есть и пьет, как согревается в холодное время года - для меня загадка. Говорят, что изредка к нему наведываются случайные гости (паломники?), подкармливают местные рыбаки - привозят хлеб. Питается он по большей части дарами моря, но есть и маленький сад-огород.

Мимо шныряют лодки с туристами, вот и мы не удержались и взяли курс на обитель отшельника.

Входим в Балаклаву

Балаклавская бухта используется человечеством с древних времен. Это прекрасная естественная гавань, защищенная от ветра и волн со всех направлений. В античное время бухта носила имя Симболон, в средние века - Ямболи. В Одиссее Гомера она зовется Бухта Лестригонов (великанов-людоедов).

С моря вход в бухту практически не заметен. И только по траекториям многочисленных маленьких моторных катеров мне удаётся понять, куда следует идти. Есть, конечно, ещё и створные навигационные знаки, но на них смотреть так же скучно, как читать руководство по эксплуатации ещё не сломанного прибора.

Говоря серьезно, яхтсмену никогда не следует ориентироваться на моторные катера с малой осадкой. Сравните: у них осадка 0.2 м, а у меня 2 м. Тут надо победить в себе стадный инстинкт, идти правильным путём и не следовать в фарватере многочисленных моторок.

Прошли в створе латеральных знаков Балаклавской бухты в 16:43. Вокруг невероятная красотищща!

Следующая статья