Найти тему
Зелёная книга

"Вот здесь, на огороде скрывается раненый советский лётчик..." - навстречу солдатам выбежала молодая девушка

Когда после ожесточённой схватки наши части выбили немцев со станции Хотынец и одно из подразделений вступило в поселок того же названия, навстречу красноармейцам откуда-то выбежала девушка и сообщила:

- Вот здесь, на огороде, у нас в убежище скрывается раненый советский лётчик. Его нужно отправить в госпиталь.

Командир подразделения послал сержанта с группой красноармейцев проверить это сообщение. Девушка провела их к замаскированному в кустах убежищу.

В конце убежища, за сундуком с вещами, сидел заросший щетиной человек.

- Кто вы такой? - спросил сержант.

- Я лётчик с советского бомбардировщика, Сергей Попов. Вынесите меня на воздух...

Это был наш раненый сокол, дождавшийся, наконец, прихода Красной Армии. Двадцать два дня просидел он в убежище, из них последние несколько дней без пищи и воды. Вмести с ним находились спасшие его советские патриотки - 18-летняя девушка Мишунина Татьяна Андреевна и Бухарина Прасковья Федоровна.

Красноармейцы вынести лётчика из убежища. Таня в последний раз перевязала ему ногу. Наступила волнующая минута расставания. Лётчик горячо поблагодарил своих спасительниц.

Красноармейцы уложили лётчика на носилки и понесли. Он в последний раз прощально махнул рукой спасшим его женщинам...

Таня Мишунина - дочь слесаря доломитового завода в Донбассе. Отец её - в Красной Армии с ноября 1941 года. Вестей от него Таня очень давно не имеет. Если он жив, пусть порадуется его отцовское сердце - он вырастил достойную дочь...

Война застала Таню в Донбассе, в заводском посёлке. Когда отец ушёл в Красную Армию, она осталась вдвоём с матерью. В Донбасс пришли немцы. Они принесли с собой виселицы, горе, нужду, безработицу.

Спустя некоторое время немцы открыли биржу труда, заставляя рабочих регистрироваться на ней. Тех, кто регистрировался, угоняли на каторгу в Германию. Особенно яростно охотились немцы за молодёжью. Чтобы избежать регистрации и отправки в Германию, Таня решила уйти к своему дяде Мишунину Георгию Матвеевичу, проживавшему в селе Плеханове Знаменского района Орловской области.

Она простилась с матерью и пешком отправилась в дальний путь. Шла без пропуска, скрываясь от немецких патрулей. Через полтора месяца, 22 июля 1942 г., девушка добралась до Хотынца, где проживала её тётя. Здесь прошёл слух, что дядя Георгий и вся его семья расстреляны немцами за то, что он имел связь с партизанами.

-2

Таня всё же пошла в Знаменский район, чтобы самой удостовериться, правда ли это. Пошла опять-таки без пропуска. А пропуск­ом в этих местах служила белая нашивка на рукаве с названием деревни, личным но­мером и печатью комендатуры.

Опасаясь сразу идти в Плеханово, Таня пошла к дальним родственникам в село Разбегаевку. От них она узнала, что дядя и его семья действительно расстреляны...

Без дорог, полями пошла она обратно в Хотынец, к тёте. Тётя укрыла её у себя.

К этому времени и относятся спасение двумя советскими патриотками Таней Ми­шуниной и Пашей Бухариной раненого советского лётчика. Однажды утром Паша Бухарина заметила у себя в огороде ползу­щего по дорожке человека. Паша подошла к нему и спросила, что с ним и кто он та­кой. Неизвестный сообщил, что он раненый советский летчик. Паша сразу приняла ре­шение: скрыть его в своём убежище, пока заживет его рана, а там видно будет. Она так и сделала.

- Я так решила, - рассказывает Паша, - детей у меня нет, я одинокая. Если узнают немцы, что ж, и я погибну. А не узнают - сделаю хорошее дело...

Но у Паши не было продуктов. До войны она работала уборщицей и своего хозяйства не имела. Она обратилась за помощью к Таниной тёте, у которой была корова и кое-какие запасы. Тётя рассказала о лётчике Тане. Таня попросила тётю никому больше об этом не говорить, а сама пошла к Паше.

-3

- Ну, ты хорошая дивчина, - сказала Паша, когда Таня начала ее расспрашивать о лётчике, - тебе можно сказать...

И она всё рассказала. Таня пошла в убе­жище, познакомилась с лётчиком. Он рас­сказал ей, как его ранило. В светлую ночь он летел ка советском бомбардировщике­ бомбить скопление немецких эшелонов на станции К. Задание он выполнил, но на обратном пути на него напал ночной немец­кий истребитель. От попадания в бензобак самолет загорелся. Экипаж начал выбрасываться на парашютах.

Уже недалеко от земли лётчик почувствовал­, что он не только обожжён, но и ра­нен в ногу. Это его испугало. Приземлив­шись, он убедился в том, что идти не смо­жет. Тогда он начал ползти к посёлку, ко­торый виднелся невдалеке. Он надеялся, что его укроет кто-нибудь из жителей поселка.

Таня приняла в судьбе лётчика живейшее участие: готовила для него пищу, носила молоко, хлеб, доставала через знакомых под всякими предлогами лекарства, перевязочный материал. Она изорвала для перевязок все свои платки и косынки, коротала с раненым время, меняясь с Пашей, так как он тяжело переносил одиночество.

Положение было весьма опасное. Могло произойти воспаление. Девушки, как умели, врачевали лётчика.

-4

Красная Армия подходила все ближе. Немцы начали угонять население. Это соз­дало новое осложнение. Теперь совсем нельзя было выходить из убежища - могла заметить полевая жандармерия, и тогда всё пропало бы.

Таня принесла запас продуктов на не­сколько дней. Изнутри они замаскировали вход в убежище и начали ждать, что будет. Если откроют их немцы, тогда - смерть. Эти изверги предупредили, что землянки, где будут обнаружены местные жители, они забросают гранатами!

Уже ушла Танина тетя с детьми и бабуш­кой прятаться в лес, ушли и некоторые соседи. Остальных угнали к себе в тыл нем­цы. Поселок опустел. Где-то поблизости шли бои, но Красной Армии всё ещё не было. Вышли продукты, кончился запас во­ды. Прошло двое суток. Что будет даль­ше?

Где-то за станцией начали ложиться советские снаряды.

- Почему они стреляют так далеко? - нетерпеливо спросила Таня. - Били бы пря­мо по станции!

- Так нужно, - ответил летчик. - Скоро увидишь, что произойдет. Немцев поймают в ловушку!..

-5

И действительно, огненное кольцо вокруг станции начало сжиматься, снаряды ложи­лись всё ближе и ближе. Налетели совет­ские штурмовики. Одна из бомб угодила в большой склад боеприпасов. Боеприпасы на­чали рваться с ужасающим грохотом. Вдобавок­ над позициями немцев в районе станции забушевал огненный вихрь советских сна­рядов и мин. Немцы начали срываться с по­зиций, бежать. В убежище было слышно, как они пробегали мимо, как вопили их раненые. Затем стало тише, грохот ушёл вперёд.

Та­ня, оглушённая и бледная от волнения, раз­двинула куст, которым был прикрыт вход, и осторожно выглянула из убежища. Пря­мо на неё с винтовками наперевес шли красноармейцы.

Таня обернулась лётчику и впервые за все эти дни задорно, во весь голос крикнула:

- Наши пришли, красноармейцы!

И кинулась вон из убежища. Лётчик с усилием поднялся и сел. На глазах у него были слезы. Это были слезы радости.

Я.Шараховский "22 дня в убежище". Газета "Комсомольская правда" от 23 ноября 1943 года, №276 (Библиотека им. Н.А.Некрасова)

-6

СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!

Прошу оценить материал лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другие публикации и видеоролики канала "Зеленая книга".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ДРУЗЬЯ!