Продолжение. Начало тут.
Теперь о "мысли семейной" в этом фильме. Ведь не мог же Сергей Аполлинарьевич Герасимов снять просто научно-популярный фильм о достижениях советской архитектуры. Ведь "любить человека" не только в том, чтобы дать ему экспериментальное жилье в районах Крайнего Севера и посмотреть, как он в нем выживет. А где же чисто человеческое "любить человека" между мужчиной и женщиной? А ведь Сергей Аполлинарьевич мастер закрутить любовную интригу между героями своих фильмов.
И тут все это есть. Но начинается фильм прямо как роман "Война и мир " Льва Николаевича Толстого. С великосветского салона Анны Павловны Шерер. Только здесь ее зовут Александра Васильевна Петрушкова. Помните, как у Льва Николаевича
Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили;
Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, — так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину.Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели.
Вот и в фильме на квартиру к Александре Васильевне Петрушковой съезжаются участники международного симпозиума архитекторов - отечественная и зарубежная творческая элита. По нынешним меркам квартирка так себе, но по тогдашним - очень даже на уровне. Гости что-то бурно обсуждают, выпивают, закусывают деликатесной сайгачатиной. И во главе всего этого журфикса наша советская Анна Павловна, она же Александра Васильевна, в великолепном исполнении Тамары Макаровой. И да, наши советские архитекторы ни в чем не уступают фрейлинам Ее Императорского Величества Императрицы Марии Федоровны. Да даже Императрицам. Настоящая Императрица.
А еще смеялись, что Герасимов не знал современной ему реальности. Вот она реальность и скромное обаяние советской буржуазии в изображении Герасимова. Уж ему то ее не знать. Поели, попили гости и радушная хозяйка пригласила их спуститься вниз, посмотреть кино. Пошли гости из квартиры вниз, а там выставка советских скульпторов-авангардистов Лемпорта и Силиса. Вот ведь какая квартирка.
А внизу для гостей опять накрыты столы и один из гостей, архитектор Лев Соколов, показывает свой любительский фильм о недавней поездке в Мексику,
где он зачем-то встречался с великим мексиканцем Давидом Альфаро Сикейросом, и даже постоял с ним на дружеской ноге во время создания художником монументальной фрески "Марш человечества". Для этого Герасимов специально организовал киноэкспедицию в Мексику, чтобы снять этот эпизод.
Что характерно, Соколов просвещает местную публику на тему, что Сикейрос - это прогрессивный художник, коммунист и сидел в мексиканской тюрьме за участие в железнодорожной стачке. Правда, не упоминает, что Сикейрос сидел в 1940 г. в мексиканской тюрьме и за участие в спецоперации НКВД "Конь" по убийству Троцкого. Покушение не удалось и группу нападавших, возглавляемую бывшим полковником испанской республиканской армии Сикейросом, арестовали. Но через три месяца новая спецоперация НКВД "Утка" увенчалась успехом, Рамон Меркадер размозжил "демону революции" голову ледорубом.
Вот так, невзначай, Герасимов знакомит советского зрителя с современным искусством в лице Силиса и Лемпорта, а также Сикейроса.
Но этот культурно-просветительский антураж лишь служит фоном к завязке лирической линии фильма. И, как это было и в салоне Анны Павловны Шерер, в салоне Александры Васильевны Петрушковой появляется приехавший издалека, странный, неуклюжий, но вызывающий симпатию Пьер Безухов, он же архитектор из Норильска Дмитрий Андреевич Калмыков, он же бывший ученик Петрушковой и тоже участник симпозиума. А где Пьер Безухов там должна появится и княжна Элен Куракина, холодная, неприступная красавица. И она появляется в виде Марии Архиповой, тоже архитектора, сотрудницы Петрушковой. Вот они Пьер и Элен. Калмыков и Мария.
Далее. если следовать Толстому, то где-то тут должна быть и Наташа Ростова. И она появляется в виде Тани Павловой в исполнении Жанны Болотовой. Сразу скажу, для меня это самый интересный и живой персонаж в фильме, великолепно сыгранный. Таня Павлова - пасхалка Герасимова из фильма "Люди и звери". О фильме тут
Вот Таня Павлова, тогда Субботина, десять лет назад. Честная, решительная, бескомпромиссная.
Наверное, вышла она замуж за Юрку Павлова, племянника главного героя фильма Алексея Павлова, да неудачно. Студенткой потом влюбилась в своего преподавателя, светило советской архитектуры Паладьева, он в нее, так все и длится этот их роман. И вот через десять лет Таня, ближайшая наперсница Александры Васильевны, встречает в салоне Калмыкова. А это уже любовный треугольник образовывается, так как Пьер-Камыков с первого взгляда влюбляется в Элен-Марию, Мария в Калмыкова, а Наташа Ростова-Таня Павлова в Калмыкова.
Но дальше треугольник превращается в четырехугольник, в него включается светило советской архитектуры Паладьев. Кто он тут по Толстому? Возможно, постаревший князь Андрей, который так и не решится оформить отношения с Наташей. А скорее всего это Герасимов изобразил самого себя.
А потом появляется и пятый угол. Жених Тани Павлик, который сумрачно и ревниво наблюдает всю эту компанию из-за двери. У Юрия Гусева вид такого мексиканского наркобарона, а может и князя Анатоля Куракина.
На роль Калмыкова Герасимов сразу выбрал актера провинциального таллинского драмтеатра Анатолия Солоницына. Известен он стал после роли Андрея Рублева в одноименном фильме А. Тарковского.
Я увидел его в заглавной роли в картине А. Тарковского
сАндрей Рублев» и был заинтересован сложностью, насыщенностью молчаливой жизни, которую он проживает на наших глазах. И я
понял, что другого исполнителя быть не может.
А вот с исполнительницей главной женской роли Марии были некоторые сложности. Первоначально эта роль писалась и предназначалась для новой "симпатии" Герасимова Светланы Светличной. Но то ли Светличная решила увильнуть от ухаживаний режиссера, которые несомненно начались бы на съемках фильма, то ли действительно заболела, но сославшись на болезнь, она от съемок отказалась. Тогда выбор пал на малоизвестную актрису ленинградского БДТ Любовь Виролайнен, сыгравшую до этого несколько эпизодических ролей в кино. Об одном фильме с ее участием мы даже писали, она там играет под своей девичьей фамилией Уроженко.
Поскольку главный в фильме Калмыков, а все остальные составляют антураж, с помощью которого можно показать его лучшие качества борца, подвижника идеи, честного, бескорыстного, прямолинейного, то и роль Марии, его любимой женщины выписана достаточно скромно, дежурный персонаж. Тут только от исполнительницы зависело наполнить Марию своим женским обаянием и сексуальностью, чтобы зритель поверил, что Калмыков может влюбиться в Марию с первого взгляда. Вот как присел рядом с ней на диванчик, как глянул - так и пропал.
Со Светличной в этом плане не было никаких проблем. Она только глянула бы на Калмыкова своими колдовскими глазами с поволокой - никто бы не спасся.
Вот, к примеру сцена, когда Калмыков спрашивает Марию какое она приняла решение по поводу его предложения выйти за него замуж и поехать в Норильск. Самолет через несколько часов улетает и пора принимать решение. Согласно авторского замысла Мария тоже с первого взгляда влюбляется в Калмыкова и поэтому должна согласиться. Но вот разве так смотрят влюбленные женщины, когда любимый человек делает предложение. Да тут - ты чего парень, белены объелся. И максимум, что она может сказать - "давайте попробуем." И то потому, что подруга Таня пообещала отбить у нее Калмыкова.
Вот оно, опять это герасимовское - "давайте попробуем". Давайте попробуем построить дом, давайте попробуем дать Калмыкову счастье. А вот ничего из этого всего пробования в итоге и не вышло.
Самое интересное, что у Светличной в фильме 1968 г. М. Калика "Любить" есть сцена практически один в один, когда любимый человек предлагает ей остаться с ним и не уезжать. "А ты будешь рад, если я останусь?" Тут вообще без комментариев. Только смотреть и любоваться.
То что сценарий писался на Светличную особенно показывает эпизод, когда уже в Норильске Калмыков утром бреется и смотрит как Мария с утра делает зарядку , а потом пускается в залихватский танец, отплясывает "казачок", который скорее похож на упражнения аэробики. Поглядел Калмыков на ее танец и увидел в жене что-то новое, нехорошее по его мнению. Была тихая скромная Маша, а оказывается вон как отплясывать умеет. И кто же ее такому научил, и с кем она так уже отплясывала?
Вот только ничего такого "развратного" Виролайнен в этих упражнениях аэробики не показала, с чего Калмыкову следовало бы волноваться. А вот, если Светличная исполнила бы перед ним в шутку танец в стиле Анны Сергеевны из "Бриллиантовой руки", вот тогда мыслишки у Калмыкова должны были забегать. Не бесплатное приложение к своему коттеджу ты приобрел...
Кстати о коттедже. Он был специально построен в окрестностях Норильска, в районе Зуб-горы для съемок фильма. Такой себе стандартный домик в каком-нибудь подмосковном дачном поселке деятелей культуры. Вот только для жизни в Норильске с такими огромными окнами, печным отоплением не очень приспособлен. Тем более, что стоит вдалеке от города, и чтобы Калмыков в пургу мог из него уезжать на работу, то впереди его "буханки" должен двигаться каждый раз трактор. Но это так, местная специфика.
Нет, не может Виролайнен изобразить любовь. Ладно Солоницын, он играет сурового подвижника, которому незнакомы слова любви. Хорошо, что еще сказал - выходите замуж. Но вот Мария то должна хоть как-то показать то, что влюблена с первого взгляда. Ну вот оно признание - "Митя я тебя люблю". Плакать от жалости к Мите хочется.
Вот не ощущается между Солоницыным и Виролайнен любовного притяжения. Какое-то формальное проговаривание текста. Может такие роли не для Виролайнен? А может и другое обстоятельство?
На съемках Виролайнен заменила Светличную и в главной роли, и в отношениях с Герасимовым. Между ними возник роман. В процессе съемок Герасимов практически не скрывал своих нежных чувств к Виролайнен и ревновал ее чуть ли не ко всем. По словам актрисы, если к ней на съемочной площадке подходил ее партнер по фильму Солоницын, Герасимов тут же начинал раздраженно кричать: "Толя, отойди от нее, не видишь — ты ей мешаешь! Уже все отрепетировано, чего тебе еще? Перерыв!" И вот как в таких условиях играть любовь, тем более при таком сдержанном темпераменте Виролайнен. Никак.
Вот и не получилась бы лирическая линия в фильме, если бы не Жанна Болотова. Но об этом в следующей части. Вот тут