С начала 60-х годов один из столпов советского кинематографа - Сергей Аполлинарьевич Герасимов вступил в один из самых плодотворных своих творческих периодов. В середине тридцатых у него уже был такой период, когда он за несколько лет подряд снял три фильма о советских людях того времени - "Семеро смелых". "Комсомольск", "Учитель". И вот второй такой период, опять серия фильмов о советских людях 60-70-х годов. Теперь уже их пять. "Люди и звери", "Журналист", "У озера", "Любить человека", "Дочки-матери". Пенталогия.
О первом фильме из этой пенталогии, повествующем о трудном пути на Родину бывшего советского военнопленного, мы рассказали здесь
О последнем фильме этой же серии "Дочки-матери", где главной является не "мысль семейная", как это может показаться из названия фильма, а мысль о неявной тогда еще, но уже существующей "перегородке" между "народом" и "интеллигенцией". О ментальных различиях между ними, которые несмотря на 50 лет советской власти продолжали иметь место.
О "Журналисте" и "У озера" мы, скорее всего, тоже напишем, но сегодня речь пойдет о самом оригинальном из этой пенталогии фильме "Любить человека", вышедшем на экраны в январе 1973 г.
К сожалению, имя одного из создателей советского кинематографа Сергея Аполлинарьевича Герасимова сегодня в основном проходит по разряду интриг, скандалов и расследований. То обсуждается, как Герасимов собирался жениться на молоденькой Ноябрине Мордюковой, да ее мать выгнала пришедшего свататься женатого кинорежиссера, потому как старый и лысый. То приписывается какая-то "симпатия" к юной Наташе Белохвостиковой. То обсуждается роман с таинственной секретарем горкома КПСС или заведующей столовой в Первоуральске.
Вот и фильм "Любить человека" больше упоминается в связи с его романом с актрисой Любовь Виролайнен, которая играла в этом фильме главную роль. При этом сценарий фильма якобы писался на Светлану Светличную, к которой Герасимов тоже питал симпатию и наверняка собирался на съемках вступить с нею в отношения. Но Светличная не смогла сниматься, и внимание Герасимова переключилось на Виролайнен, тогда совершенно никому неизвестную актрису товстоноговского БДТ. Сама Любовь Ивановна не постеснялась опубликовать свои дневниковые записи об отношениях с Герасимовым, и дать многочисленные интервью в СМИ. Но речь все-таки о фильме.
А фильм очень своеобразный. Герасимов приступил к его съемкам сразу после "У озера", за который он, Белохвостикова, Шукшин и Жаков получили Государственную премию СССР. В "У озера"затрагивалась тема экологии, того, что же человек творит с природой и стоит ли ради потребностей оборонной промышленности в белой целлюлозе строить у озера Байкал ЦБК и подвергать озеро загрязнению. Запоминается кадры фильма. где начальник строительства комбината в исполнении Шукшина с тоской смотрит на дымящие трубы предприятия и на лице явственно читается - что же это мы такое тут сотворили.
И вот в следующем своем фильме Герасимов решил показать, что человек может не только строить всякие гадости в виде ЦБК, но и создавать что-то хорошее. А именно жилую среду, достойную советского человека. Главным героем фильма должен был стать архитектор. Но это не должен был быть фильм о том, как этот архитектор прошибает в одиночку лбом стены, пытаясь исполнить свой замысел о совершенно новом жилом доме для советских людей. Нет, в этом ему должны помогать отцы его города - секретарь горкома партии и председатель горисполкома. Потому как один в поле не воин, а партия и Советская власть не враги своему народу.
По замыслу архитектор жил и работал где-то на северо-востоке нашей страны. Герасимов с группой поехал по стране с целью подыскать место для съемок. Заехали в Красноярск. А там тогдашний первый секретарь крайкома КПСС, будущий дважды Герой Социалистического Труда, кандидат в члены Политбюро и секретарь ЦК КПСС Владимир Иванович Долгих, ранее работавший директором Норильского горно-металлургического комбината им. А. П. Завенягина, предложил Герасимову и его группе слетать в Норильск. Всего-то 2 тыс. км от Красноярска, 5 часов полета.
И вот там то, в Норильске, Герасимов нашел и своего архитектора, и тот самый проект нового жилого дома, вернее революционного, экспериментального жилого комплекса для улучшения быта советских людей в районах Крайнего Севера. Архитектором этим был 35-ти летний Александр Иванович Шипков.
Шипков в 1959 г. после окончания Московского Архитектурного института вместе с женой, тоже архитектором, приехал в Норильск, где работал в проектной конторе Норильского комбината, потом был главным архитектором г. Норильска. В 1969 г. переехал в Ленинград, работал в институте ЛенЗНИИЭП, головном институте, разрабатывавшем проекты строительных объектов для Северов. Еще во время работы в главным архитектором Норильска им был разработан экспериментальный жилой комплекс "Поляр "Снежногорск" для строителей и работников строящейся с 1963 г. в 160 км. на юг от Норильска на реке Хантайке Усть-Хантайской ГЭС.
Проект экспериментального дома-комплекса был разработан по заданию дирекции строящейся Усть-Хантайской гидроэлектростанции. Основной замысел проекта — объединить малоэтажные и малоквартирные дома рабочего посёлка при ГЭС в целостный моноблок. <…> Пространственная организация внутреннего пространства, заложенная в поляре на 1 000 жителей, в этом жилом комплексе дополняется большим количеством общественных сооружений: вокруг зимнего сада располагаются дома, блоки бытового и торгового обслуживания, клуб, школа, детский сад-ясли, плавательный бассейн, блок медицинского обслуживания.
То есть вместо бараков или хрущевок предлагалось построить вот такой один жилой комплекс внутренний двор которого перекрыт крышей, зимой предохраняющей от пург, а летом раздвигающаяся.
Вот именно этот проект и пытается воплотить в фильме главный герой, работающий в Норильске архитектор Калмыков, прообразом которого и стал Александр Шипков. И многие монологи Калмыкова являются прямым цитированием Шипкова. Герасимов просто включил в сценарий отдельные куски выступления Шипкова на защите кандидатской диссертации.
Проект для того времени утопический, а для нынешнего, так и вообще какая-то фантасмогория. Хотя в свое время проект был утвержден Советом Министров, но не нашлось финансирования на этот экспериментальный жилой комплекс. В итоге Снежногорск был застроен стандартными пятиэтажками. Вот такой поселок на 1000 человек, куда только вертолетом и можно долететь.
Но одной архитектурной утопией Герасимов не ограничился, в фильме есть еще одна. В Москве на ул. Шверника в это время строилась гораздо более крутая утопия советских времен - Дом Нового Быта архитектора Наума Остермана. Инициатором строительства был сам Никита Сергеевич Хрущев. В 1961 г было объявлено, что к 1980 г. в стране в стране в "основном" будет построен коммунизм. Подразумевалось, что это выразится в
- создании материально-технической базы коммунизма, превышении экономического уровня наиболее развитых капиталистических стран, первое место по производству продукции на душу населения, самый высокий в мире жизненный уровень народа и условия для достижения изобилия материальных и культурных благ;
- ликвидации остатков различий между классами, слияние их в бессклассовое общество тружеников коммунизма, ликвидацию в основном существенных различий между городом и деревней, а затем между физическим и умственным трудом, возрастание экономической и идейной общности наций, развитие черт человека коммунистического общества, гармонически сочетающего в себе высокую идейность, широкую образованность, моральную чистоту и физическое совершенство
- достижении ситуации, когда все граждане будут принимать участие в управлении общественными делами в результате широчайшего развития социалистической демократии, подготовку общества к полному осуществлению принципов коммунистического самоуправления
А для развития у народа черт коммунистического общества Н. С. Хрущев в качестве одной из мер решил обратиться к опыту 20-х годов, когда в целях развития коллективизма предлагалось
Пролетарский коллективизм молодежи может привиться только тогда, когда и труд, и жизнь молодежи будут коллективными. Лучшим проводником такого коллективизма могут явиться общежития-коммуны рабочей молодежи. Общая коммунальная столовая, общность условий жизни – вот то, что необходимо прежде всего для воспитания нового человека
Этому и должен был служить Дом Нового Быта, разработка проекта которого началась в 1963 г. Сам Остерман умер в 1969 г. и строительство Дома продолжала его жена и соавтор Александра Васильевна Петрушкова. Она под своим именем и фамилией выведена в качестве одного из персонажей фильма. Играет ее Тамара Макарова.
Остерман одним из первых в Советском Союзе применил здесь, так называемое, соучастное проектирование. Квартиры в Доме были одно-двух-и трехкомнатные и должны были предоставляться молодежи, одиночкам и семейным. Будущим жителям, которые должны были получить в нем квартиры, предложили пофантазировать и высказать пожелания, что они хотели бы иметь в доме. А уж проектировщики попытались все эти фантазии реализовать. В итоге по проекту в Доме Нового Быта были предусмотрены квартиры с мебелью и всем необходимым оборудованием. Вместо кухни — кухонные ниши с электрической плитой, мойкой и холодильником.
На каждом этаже при этом располагались еще и общие кухни и столовые-гостиные. На эксплуатируемой кровле — солярии и теневые навесы, танцплощадка с эстрадой. А в перемычке между двумя V-образными 16-ти этажными корпусами - кухня, столовая, фойе с зимним садом, спортивный зал и бассейн, кинотеатральный зал, детский центр, буфет-бар-бильярдная. Как видим, сама структура дома должна была способствовать социализации соседей. То есть жители этого Дома могли как можно меньше времени тратить на различные бытовые вопросы, и максимум времени уделять самоусовершенствованию, общению между собой.
Вот такие исходные творческие и идеологические установки были у кинорежиссера Сергея Аполлинарьевича Герасимова при начале съемок фильма, который в сценарном варианте назывался "Градостроители", а окончательно обрел название "Любить человека". О самом фильме в следующей части. Вот тут