Найти тему

"Любить человека". Фильм о любви, но ее там нет. Кроме Тани.

Продолжение. Начало тут

И опять о "любить человека" в качестве "мысли семейной". Как-то не особо там любовь просматривается. Калмыков, весь такой из себя подвижник, 34 года, никогда любви не знавший, вдруг влюбляется в замороженную Марию. Вот что у Солоницына, который все еще в образе монаха Рублева, что у замороженной и заторможенной изнутри Виролайнен, никак в любовь играть не получается. Не искрят они. Текст произносят правильный, а ощущения, что их со страшной силой по башке долбанула любовь с первого взгляда, как это имелось в авторском замысле, нет. Вот где тут любовь с первого взгляда? Нету.

И потом не особо Солоницын с Виролайнен нам любовь не демонстрируют. Калмыков весь о своем жилкомплексе страдает, а Мария, тоже особо без любимого, что на стройку переселился, не переживает . Правда, разок Калмыков совершенно не по делу приревновал ее к секретарю горкома партии, кудрявому бывшему комсомольцу. Вот тут, наконец-то из Солоницына удалось выдавить эмоцию. Прорезалась интонация будущего следователя гестапо Портнова из "Восхождения" или майора "Петрушкова из "Проверки на дорогах". "А может, ты хитрая? Прикидываешься, а не умеешь. А пора бы научиться, не девочка!" Вот, единственное живое общение в этой абсолютно стерильной семейной жизни.

А потом они в какой-то заунывной манере начинают переживать - вот, мы с тобой переступили, в первый раз поругались, теперь все будет по другому, давай разбежимся.

Но все-таки есть, есть в фильме настоящая любовная линия. Не подвела Сергея Апполинарьевича его любимая ученица Жанна Болотова. Вот кого надо было назначить на роль Марии. Без Болотовой и Тамары Макаровой фильм рассыпался бы на отдельные эпизоды производственных совещаний и невнятных сцен семейной жизни супругов Калмыковых. Роли у Макаровой и Болотовой второго плана, но их появление на экране ждешь гораздо больше , чем всех остальных, даже главных героев. Вот что значит талант, мастерство, красота и женское обаяние.

Императрица Александра Васильевна и ее молодая наперсница Таня Павлова, этот спаянный дуэт еще со времен "Люди и звери", что называется держит весь фильм. Таня тоже с первого взгляда влюбилась в Калмыкова. Какая шикарная сцена, когда утром Мария и Калмыков приходят с Александре Васильевне после ночного гуляния и Мария со смехом сообщает, что Калмыков сделал ей предложение. И с какой досадой Таня стукает по столу кулачком и говорит: "Я так и знала!". Не успела, опоздала всего на чуть-чуть, выпустила ситуацию из-под контроля. И не надо было предупреждать подругу, что отобьет у нее Калмыкова. А та испугалась и сразу согласилась.

Вот так две красотки делят между собой мужичка. Чуть ли не орлянку  кидают, как в "Бесприданнице. А он ни сном, ни духом.
Вот так две красотки делят между собой мужичка. Чуть ли не орлянку кидают, как в "Бесприданнице. А он ни сном, ни духом.

Но ведь и потом Таня не теряет надежды. А умнейшая Александра Васильевна видит ее насквозь. Да там и особой проницательности не нужно. Это Таня с радостью читает письмо Марии, которая поручает ее заботам приехавшего в Москву Калмыкова, чтобы она не давала ему впадать в уныние

"Ох, Татьяна, Татьяна!" - "Да что вы Александра Васильевна!"
"Ох, Татьяна, Татьяна!" - "Да что вы Александра Васильевна!"

Но кого же может обмануть вот этот взгляд, направленный на Калмыкова, которому поручено Марией поцеловать Александру Васильевну.

"А меня?"
"А меня?"

И тут же следует практически признание в любви Калмыкову, когда на его вопрос. как она живет, отвечает. что единственное светлое пятно в ее жизни за эти два года - его приезд.

И финал фильма совсем неоднозначный. Калмыков привозит Марию из больницы после неудачных родов, ребенок умер и Мария сама чуть не погибла от кровопотери. Таня специально прилетела из Москвы, ей поставили кровать в палате Марии и она день и ночь за ней ухаживала. Калмыков и Мария вышли из своего коттеджа и поднялись на горку.

-5

А внизу у дороги стоит Таня и смотрит на них.

-6

И вот последние строчки сценария

А Таня осталась на дороге. Она смотрела на
Калмыкова, на Марию — и столько в этом
взгляде было всего, что и пересказать нельзя.

Прямо как в "Весне на Заречной улице" - и много чего еще впереди. Думаю. отобьет Татьяна Калмыкова у Марии. Татьяна - Болотова у Марии - Виролайнен отобьет, если захочет. Все-таки у живой и любящей Татьяны - Болотовой все преимущества перед замороженной Марией - Виролайнен.