Найти в Дзене

Схема эпизода в литературе

Часто встречаюсь с тем, что начинающий автор воспринимает свой текст как сплошное полотно. Ну иногда, у кого-то чаще, у кого-то реже, разорванное диалогами. И при чтении такой текст тоже воспринимается некой однородной простыней описания событий. Однако, для того чтобы произведение читалось с интересом, у него должна быть динамика, движение: развивается герой, раскрывается его характер, изменяются отношения персонажей, происходит движение к цели, повышается накал конфликта по мере приближения к кульминации и т. д. Всё это, конечно, происходит постепенно, то быстрее, то медленнее в зависимости от сюжета и задумки автора. Это движение передаётся с помощью эпизодов. Что такое эпизод и чем он отличается от описания события Если коротко и просто, то эпизод — это небольшой, относительно завершённый кусок текста, в котором показывается о какое-то событие. Эпизод имеет свою структуру и связан с другими такими же кусочками логической или хронологической связью. Если же говорить умными словами,
Оглавление

Часто встречаюсь с тем, что начинающий автор воспринимает свой текст как сплошное полотно. Ну иногда, у кого-то чаще, у кого-то реже, разорванное диалогами. И при чтении такой текст тоже воспринимается некой однородной простыней описания событий. Однако, для того чтобы произведение читалось с интересом, у него должна быть динамика, движение: развивается герой, раскрывается его характер, изменяются отношения персонажей, происходит движение к цели, повышается накал конфликта по мере приближения к кульминации и т. д. Всё это, конечно, происходит постепенно, то быстрее, то медленнее в зависимости от сюжета и задумки автора. Это движение передаётся с помощью эпизодов.

Что такое эпизод и чем он отличается от описания события

Если коротко и просто, то эпизод — это небольшой, относительно завершённый кусок текста, в котором показывается о какое-то событие. Эпизод имеет свою структуру и связан с другими такими же кусочками логической или хронологической связью. Если же говорить умными словами, то текст похож на поток света, он представляет собой единство дискретности и непрерывности и имеет корпускулярную структуру. О, как! Вот эти частицы или корпускулы и есть эпизоды. Не слова и предложения — их совокупность может и не иметь никакого смысла — а именно эпизоды.

Для этих кусочков текста характерны, с одной стороны, целостность и завершённость, с другой стороны, у них есть собственная арка, то есть завязка, кульминация и развязка. Эпизоды можно представить как мини-рассказы, но есть одно важное отличие — эпизоды всегда содержат элемент связки, сцепки с последующим эпизодом. Чем-то похоже на паровозик или детское лего. Вот пример. Это краткий пересказ эпизода.

Герой приходит в кафе, где он случайно встречает своего давнего знакомого — бывшего одноклассника. Одноклассник завязывает беседу, казалось бы, ни о чём. Но быстро выясняется, что знакомый хочет, чтобы герой оказал ему определённую услугу. Герой этого делать не желает, так как это противоречит его принципам. Одноклассник настаивает, уговаривает, приводит «железные» аргументы. Но герой отказывается, возникает ссора, его знакомый, рассерженный и обиженный, уходит. А герой понимает, что в процессе разговора неожиданно для себя узнал важную информацию. Эта информация становится толчком для дальнейшего развития сюжета.

-2

Если немного добавить конкретики, то эта своеобразная выжимка превратится в литературный пересказ эпизода или определённого события. Ни в коем случае не в сам эпизод. В пересказе нет жизни, нет действия, он сухой и схематичный. Здесь нет ни атмосферы кафе (именно этого, а не вообще любого), ни эмоционального накала разговора, ни индивидуальности участников эпизода и т. д. И главное — читатель не видит картинки. К сожалению, некоторые начинающие авторы именно так, ну, или почти так пишут весь текст — не показывая события, а пересказывая их. И как раз на уровне эпизодов это хорошо заметно.

Хотя, что тоже важно, эпизоды время от времени должны чередоваться с пересказами каких-то менее значимых событий, которые не требуют показа деталей и не играют существенной роли в сюжете. Пересказы заполняют временнЫе и пространственные лакуны. Например, после описанного эпизода герой отправляется домой, чтобы найти нужную вещь, о которой говорил знакомый. Вот этот путь домой вполне можно подать в режиме краткого пересказа, если ничего важного для сюжета не произойдёт. Можно в пересказ добавить описание эмоционального состояния, героя, его мыслей и т. д. Таким образом, эпизоды, показывающие события и действия персонажей, будут чередоваться с краткими пересказами и описаниями эмоций, мыслей, пейзажа и т. д. Эти пересказы и описания будут выполнять связки между эпизодами. Нельзя же героя заставлять беспрерывно решать какие-то проблемы, конфликтовать, совершать знаковые действия, драться и прочие. Да и читателям нужно передохнуть. Но вернёмся к эпизодам.

-3

Элементы эпизода

Каждый эпизод имеет свою структуру или схему, которая позволяет выстроить арку. Чтобы представить эту схему, можно проанализировать предложенный выше пример.

  1. Время и место. Где и в какое время оказался герой, почему именно это место важно, какую роль оно играет в сюжете. В примере — это кафе, так как именно там происходит случайная встреча.
  2. Действие, развитие события. Происходит встреча героя с одноклассником и сложный разговор, который становится причиной конфликта.
  3. Конфликт. В чём причина конфликта (героя хотят использовать), сопротивление и отказ. Обида знакомого, как стадия разрешения конфликта.
  4. Изменение, динамика эмоционального состояния героя. Сначала радость от встречи, заинтересованность в общении. Затем раздражение в ответ на просьбу и гнев, когда просьба переходит в принуждение. Затем снова интерес уже в связи с важной информацией.
  5. Сцепка — переходное звено к следующему эпизоду. Здесь это важная информация.

-4

Кстати, такую же схему можно выстроить и для антагониста, а он есть не только в этом эпизоде, но и в любом другом. Пусть это даже не глобальный, а эпизодический антагонист. Но если есть конфликт, а в идеале он должен быть в каждом знаковом эпизоде, то и противоборствующая сторона тоже есть.

И ещё. У каждого эпизода должна быть своя задача, своя роль в сюжете. Если вы не можете определить эту роль, то зачем нужен эпизод?

Вот если, продумывая эпизод, сначала набросать такую схему, а потом «нарастить на ней мясо», то текст станет более осмысленным и логичным. Да, и динамичным тоже, так как каждый эпизод, по сути, будет тянуть за собой следующий, и ни одна сцена не повиснет в воздухе.

Ещё статьи по этой теме:

«Эпизоды, эпизоды — слово к слову тянется»

«Когерентность или связность текста»