Найти в Дзене

Когерентность или связность текста

Оглавление

Приветствую вас, друзья. Сегодня поговорим о том, что беспокоит многих авторов художественных текстов, да и не только художественных. Это проблема когерентности или связности текста, который представляет собой комплекс относительно законченных кусочков – эпизодов. Действительно, как из отдельных элементов собрать целостное непрерывное повествование?

Что такое когезия и когерентность

Вот ещё одно замысловатое словечко в ваш словарь. Когезия в переводе с латыни (cohaesus) означает связь, сцепление. А когерентность, соответственно, связность. Такое научное понятие существует в лингвистике с незапамятных времён и считается одной из основных её категорий. Это я пишу для тех, кто будет возмущаться по поводу использования иностранного слова, когда можно его заменить русским. Можно. Но в науке лингвистике принято именно так.

Так вот, когерентность – это важнейшая характеристика любого текста, потому что бессвязное сообщение, хоть письменное, хоть устное, не несёт никакой пользы и не выполняет свои функции. И в то же время когезия – это серьёзная проблема, потому что изначально текст дискретен, то есть состоит из отдельных элементов: букв, звуков, слов, предложений, эпизодов. Установление связи между этими элементами и есть создание целостного текста.

Соединение букв (звуков) в слова происходит естественным путём, а связь между отдельными словами в предложении обоснована логикой высказывания и задаётся лексическими средствами и грамматическими правилами. Тут, конечно, всё тоже далеко не просто и однозначно, но, по крайней мере, понятно. А вот с большими текстами, которые состоят из отдельных относительно законченных частей-эпизодов, намного сложнее.

Думаю, если бы кто-то вывел универсальные принципы когерентности художественного текста, то мог бы сразу защитить диссертацию. Я к этому не стремлюсь. Поэтому просто попробовала систематизировать те приёмы соединения эпизодов в целостное произведение, которые встречаются в художественных текстах. Скорее всего, это не всё, но, возможно, вы в комментариях дополните список.

-2

Основные приёмы связки эпизодов

Целостность и связность текста выражается в том, что каждое предложение связано с предыдущим и как бы вытекает из него, а каждый новый эпизод подготовлен тем, что был перед ним. Это обеспечивает неразрывную смысловую связность текста. Казалось бы, всё понятно и очевидно. Но в больших художественных произведениях, когда автор рассказывает о разных событиях, разных персонажах и ведёт несколько сюжетных линий, возникают сложности перехода.

Можно выделить несколько путей решения этой проблемы.

Причинно-следственные связи

Это самый очевидный способ, когда эпизоды связаны логически, и предыдущий подготавливает переход к следующему. Подобная связка эпизодов характерна для квеста, когда каждое выполненное задание даёт ключ к другому. Впрочем, и в серьёзной прозе подобный способ не редкость.

Так построено повествование в пьесе Н. Островского «Гроза». В ней один эпизод как бы предопределяет следующие, делает их логически очевидными и неизбежными. Так, отъезд Тихона создает условия для встреч Катерины с Борисом; в эпизоде с Варварой Катерина не только получает своеобразный моральный импульс – оправдание измены мужу, но и ключ от калитки, чтобы идти на свидание. Каждая встреча с Борисом всё больше усиливает противоречие в душе героини, а Кабаниха подливает масла в огонь. Приезд Тихона обостряет чувство вины, а отъезд Бориса делает невозможным продолжение отношений и т. д.

Связующий образ или идея

Использование некой идеи или образа, который проходит через всё повествование помогает связать разрозненные эпизоды даже разных сюжетных линий. Такой образ может мелькать и в сюжетном повествовании, и в авторских отступлениях. Например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» — это образ дороги.

Также связующую функцию может выполнять проблема выбора, когда герой раз за разом оказывается перед необходимостью сделать выбор и определяет тот путь, по которому дальше пойдёт развитие сюжета. Это может быть идея личной ответственности, жажда власти, беззаветная любовь и т. д.

"Рукописи" Художник В. Екимов.
"Рукописи" Художник В. Екимов.

Ретроспекция

Возвращение в прошлое, воспоминания часто становятся связующим звеном между двумя эпизодами. Например, воспоминания героя, вернувшегося в родной город, подготавливают сцену встречи с бывшим одноклассником или другом.

Такой метод можно использовать и в описании каких-то ключевых событий, в эпизодах, касающихся мира в целом, политической ситуации, дворцовых интриг и т. д.

Принцип «цепочки»

Суть его в том, что конец одного эпизода одновременно является началом следующего, и повествование становится совершенно неразрывным. Например, серьёзный, но зашедший в тупик разговор между героями прерывает стук в дверь. Заходит новый персонаж и начинается новый эпизод. Приход заставляет героя совершать какие-то действия и одновременно думать о незавершённом разговоре, раздумья приводят к решению, которое воплощается в следующем эпизоде. И так далее.

-4

Внесюжетные элементы

Они тоже могут играть роль связок, затыкать дыры между эпизодами. К внесюжетным элементам относятся авторские отступления: рассуждения о смысле жизни, о судьбе мира или человека, о происходящих событиях и т. д. Только, главное, не слишком увлекаться. Такие рассуждения не должны растягиваться на страницы, как бы вам этого ни хотелось. Помните, если философское отступление будет длинное, то читатель заскучает, а то и забудет, что там происходит в это время с героями. А, главное, утратится когерентность текста. И, конечно, время и место для таких отступлений должны быть подходящие, а не между двумя взмахами меча или в момент обнаружения, что дверь в квартиру кто-то взломал.

К внесюжетным элементам также относится исторический экскурс, описание природы, интерьера, городского пейзажа или рассказы/байки каких-то второстепенных персонажей. Но и в этом случае надо помнить, что затянутые описания, рассуждения и рассказы нарушают связность и целостность текста.

Ни один из этих приёмов не решает проблему когерентности художественного повествования полностью. Поэтому использовать лучше разные методы, в зависимости от ситуации, от движения сюжета, от содержания произведения. И по возможности комбинировать их. Довольно часто логика текста (если в нём, конечно, она присутствует) сама связывает отдельные эпизоды, а к осознанным связкам и приёмам приходится прибегать только в крайних случаях, когда образуется разрыв цельности.

На этом сегодня всё. Кто хотел статью о связи эпизодов, я своё обещание выполнила. Не знаю, насколько это полезно, но что-то нужное вы отсюда, надеюсь, возьмёте.

Если не читали, то загляните и в эти статьи. Они предваряют только что написанную.

"Что такое текст"

"Эпизоды, эпизоды - слово к слову тянется"

"Что такое контекст"