Найти тему
Коммунизм

Манипуляция сознанием через социальные сети

В качестве примера манипуляции информацией я буду использовать три крупнейших сервиса на планете: ютуб, фейкбук и тик-ток. По количеству пользователей это самые крупные медийные ресурсы на планете.

Но чтобы лучше донести до вас суть сегодняшней темы, предлагаю вначале определиться с понятиями.

Медиа – это средство коммуникации между различными группами и средство доставки информации от производителя контента до адресата. Процесс вашего с друзьями общения – это медиа. Мой пост и ваша реакция на него – это медиа. К медиа можно отнести вообще любую форму донесения информации до людей: книги, газеты, радио, телевидение, Интернет. И так как в наше время именно Интернет развивается весьма активно, то социальные сети получили колоссальный импульс для развития.

Контент в социальных сетях делится на несколько типов: видео, текстовый, фото. Лишь небольшая часть пользователей создаёт оригинальные материалы того или иного вида. Другие лишь реплицируют его (создают свой контент не с нуля, а на основе готового). Но даже они помогают продвигать основную идею изначального автора.

Основными особенностями социальных сетей являются:
- интерактивность (активный обмен информацией)
- мультимедийность (разнообразный формат подачи материала)
- гипертекстуальность (возможность авторов ссылаться на источники, или даже на самих себя, формируя образ «лидера мнений»)
- конвергенция (процесс интеграции традиционных и новых медиа, который сопровождается дублированием контента и/или созданием альтернативных медиаплощадок)

Ютуб

Ютуб на сегодняшний день – самый популярный видеоресурс на планете. По статистике на него заходило 85,4% пользователей интернета в возрасте от 16 до 64 лет в нашей стране. В других странах цифры не сильно отличаются. Такая популярность объясняется строением нашего головного мозга. Наш мозг – самый лёгкий орган тела, но при этом самый энергоёмкий (около 30% энергии, поступающей в организм, идёт в головной мозг). Так же в нашем организме есть механизмы ограничения энергопотребления мозга. Вы, наверное, обращали внимание на то, что у вас сразу появляется много разных желаний, когда вы садитесь учить какой-либо материал или просто читать книгу. Сразу захочется есть, пить, спасть, сходить в туалет и так далее… А вот если вы смотрите видео, то задействуется только зрительная (затылочная) область мозга. Поэтому все эти «видосики» заходят лучше. Между тем зрительная и слуховая память работают и информация, заложенная в них, откладывается в подсознании. А если их ещё и регулярно смотреть, то будет, как у Шекспира «И если часто повторять удары, хоть мал топор, но дуб могучий срубит.»

Изначально Ютуб честно придерживался политики адресного направления контента. Пользователи могли настраивать свою новостную ленту, отмечая понравившиеся ролики значком «лайк» а непонравившиеся – «дизлайк». Но вскоре стало ясно, что если эта политика продолжится, то показы большого ряда каналов сильно упадут. И, по идее, Бог с ними, но эти каналы оплачивают свою рекламу! А значит, в вашей ленте, уважаемый читатель, время от времени будут мелькать ролики от тех каналов, которые вы не хотите видеть.

Кто решает, какой контент показывать на Ютубе, а какой – блокировать? Это решает капитал и те, кто им владеет. А держатели капитала – ядро deep state (глубинного государства). Это те люди, которые продвигают американскую политику. Соответственно все те, кто с этой политикой не согласен, но при этом имеют влияние, блокируются. Так на Ютубе был закрыт канал Госдумы России, канал Дмитрия Пучкова (Гоблина) и многих других пророссийских лидеров мнений. Всем российским каналам отключили монетизацию, снизив желание блогеров создавать там контент. Да что там в России, монетизацию и ряду американских каналов не прекратил. Но при этом сам Ютуб в России работу не прекратил, оставляя и даже поддерживая оппозиционные каналы.

Каким же образом Ютуб влияет на восприятие людей? Пользователи считают соцсети своим интимным пространством, поэтому информации от «френдов» доверяют больше, чем любым официальным СМИ. А информация от друзей идёт яркая, динамичная, подаваемая с эмоциями. А эмоциональное познание окружающей действительности всегда легче, чем интеллектуальное. В силу этого люди здесь совершенно не защищены от манипуляции.

Тик Ток.

Тик Ток – видео площадка, которая немного отличается от Ютуба. Там есть только короткие видосики, влияние которых на человека я уже прояснил. Но Тик Ток – китайский, и когда он начал завоёвывать своё место в нише видео хостингов, его попытались купить. Но контрольный пакет акций так и остался в Китае. И тогда американцы и европейцы усадили свои жопы на два стула разом: ограничили доступ своего электората к ресурсу, но при этом купили акции, получая дивиденды с азиатской аудитории.

Фейсбук.

Детище компании Мета (иноагент, запрещённый в России), Фейсбук – площадка для чуть более сложной аудитории, потому как кроме видео там есть ещё и текстовый контент, воспринимать который сложнее. Вообще для восприятия текста нужно иметь больше одной извилины в мозгу. Но Фейсбук (равно как и Твиттер) не изобилует огромными текстами. Но и в этом случае существуют определённые манипулятивные механизмы. Основную часть я опишу позже, а сейчас упомяну только об одном – «смещение фокуса внимания».

Идеальным вариантом применения этого приёма является исправление репутации Генри Форда, который на пике своей карьеры прославился как самый жестокий предприниматель США (а может и всего мира). Под конец жизни Форд озаботился … нет, не своим моральным обликом… а тем, каким его запомнят потомки. Для этого он нанял лучших пиарщиков, которые организовали масштабную акцию, в рамках которой было устроено большое количество благотворительных акций и написано множество статей, описывающих личную жизнь и философию Форда. В результате этих манипуляций внимание публики было переведено с «Форда-предпринимателя» на «Форда-человека». И теперь Форд – не жадный тиран, да ещё антисемит, который, не моргнув глазом, уволил тысячи своих бастующих рабочих, а одну процессию демонстрантов велел расстрелять. Нет! Теперь Форд – успешный предприниматель и человек, построивший свою финансовую империю в непростое время.

Этот же приём использовал Гитлер, который во время гонений на евреев и во время Второй мировой войны расчеловечивал облик врага, как бы говоря солдатам, что они не людей уничтожают, а диких животных.