Депутаты против экспертов. Именно так можно охарактеризовать дискуссию, развернувшуюся вокруг нового законопроекта, который накладывает вето на работу мигрантов в таких социально чувствительных сферах как медицина, образование и транспортные перевозки.
Видимо депутаты «Справедливой России» снова не обретут большинство в ГД и вряд ли дождутся утверждения своей инициативы. В частности, в вину им ставится слишком общая формулировка законопроекта. Например, указаны сферы деятельности, в которых мигрантам будет запрещено работать, при этом ничего не сказано об их квалификации.
А если у иностранного гражданина имеется соответствующее образование и опыт в той же области. А у нас в России наблюдается дефицит кадров? Как выяснилось, неквалифицированных кадров и так стараются не брать в наиболее ответственные сферы деятельности.
Причем отказ чаще всего звучит достаточно сглажено: не хватает соответствующей квалификации. Поэтому требования депутатов в какой-то мере уже оказались выполнены.
Транспортные перевозки – особая статья
Ситуация с транспортными перевозками действительно неоднозначна. С одной стороны, именно мигранты чаще всего становятся виновниками ДТП. К тому же они плохо знают город и не обладают нужной квалификацией. Несомненно, водителям-иностранцам необходимо пройти соответствующую комиссию и получить дополнительное разрешение на вождение. А не пользоваться иностранными правами.
С другой стороны, транспортная проблема намного глубже и лежит в несколько иной плоскости. Чаще всего виновниками всех проблем оказываются компании-агрегаторы. Это они нанимают рабочую силу подешевле, у которой вдобавок забирают 40 % дохода. И начинать в этом случае надо с этих компаний, которые должны нести ответственность и перед водителями, и перед пассажирами.
А значит думать не только об оказании квалифицированных услуг, но и о ценовой политике, которая не должна отрицательно сказываться на оплате за проезд. Мы же пока наблюдаем обратное – тарифы на услуги перевозок постоянно растут.
Что следует делать в этом случае? Наверное агрегатор должен уменьшить свою долю дохода как в пользу водителя, так и в пользу услуг, оказываемых пассажиру. Иначе недобросовестный работодатель вряд ли найдет квалифицированного водителя-россиянина, а его компания не будет нарасхват у пассажиров. Опять же при подобной политике – запрете на работу в такси мигрантов – агрегатору грозит тот же дефицит рабочей силы.
Регионы диктуют свои правила
Действительно картина с такси в регионах сильно отличается от столичной. Пока законопроект депутатов «Справедливой России» находится на стадии рассмотрения, регионы уже приняли самостоятельное решение и воплощают его в жизнь. И имеют на это полное право.
Например, в Тульской области заявили, что с начала следующего года прием на работу мигрантов будет ограничен. В том числе и в такси, куда без гражданства РФ и соответствующего разрешения брать не будут.
Точно такое же решение было принято в ряде других областях – Тюменской, Калужской и Калининградской. При этом пионером в области запрета работы в такси представителей из Центральной Азии стала Челябинская область.
А вот опыт Якутии поистине удивил. Там действуют ограничения на работу для мигрантов более чем в тридцати сферах деятельности. В частности, это касается сельского хозяйства, перевозок и торговли. Под запретом для мигрантов также научная деятельность.
Дефицит кадров или надуманная проблема?
Нехватка рабочих рук, пожалуй, основной аргумент у сторонников ввоза мигрантов в Россию. Однако одно восполнение дефицита рабочих рук проблемы уже не решают. Тем более при таком наплыве и неприемлемом поведении иностранных граждан, которое демонстрирует подавляющая часть рабочих-иностранцев.
Гораздо актуальнее для России на сегодняшний момент высококвалифицированные специалисты, с которыми у работодателей не возникнет проблем. Что касается дефицита рабочих рук, то эта проблема оказалась вполне решаема. Та же Якутия, столкнувшись с ней, просто заместила мигрантов россиянами, которые с удовольствием стали приезжать на достойные заработки.
Наверное, стоит изучить этот опыт и взять его на вооружение. Как выяснилось, выход из тупиковой ситуации довольно прост. Достаточно предложить достойную оплату водителям и провести соответствующий отбор квалифицированных кадров. Не секрет, что труд хорошего работника должен также хорошо оплачиваться.
Остается добавить, что как всегда нашлась альтернативная точка зрения. Наш народ на выдумку хитер и из любого хорошего начинания найдет лазейку для собственной выгоды. В случае с отстранением мигрантов от работы в такси как раз и возникла догадка о коррупционной составляющей.
Например, почему бы не брать взятки с мигрантов за пересдачу на права с разрешением водить транспорт в России. Или вдобавок не приобрести за деньги российское гражданство, при котором мигрант перестаёт быть таковым?
А что думаете вы, дорогие читатели, по поводу запрета мигрантам на работу в такси? Даст ли он желаемые результаты и при каких условиях?
Не забывайте подписываться на наш канал и ставить лайки. Территория Хакнем открыта для самых разных позиций и мнений, которые вы можете оставлять в комментариях.
Автор: Ольга Трущалова, независимый автор медиагруппы “Хакнем”. Журналист, пишущий на темы культуры и политики, социума и медицины, красоты и здоровья.
Другие статьи Ольги Трущаловой вы найдёте в персональной подборке: