Найти в Дзене

Феодоровская икона Богоматери Умиление

Феодоровская икона в драгоценном окладе (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год)
Феодоровская икона в драгоценном окладе (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год)

Знаменитый извод иконографического типа Владимирской иконы Божией Матери, повторенный во множестве списков - Феодоровская икона Богоматери Умиление, явленная в 1239 году.

Согласно преданию образ этот был написан апостолом Лукою и известен на Руси задолго до монгольского нашествия. В начале XII века он находился в часовне близ селения Городец Нижегородской губернии. Попытки перенести его с этого места заканчивались неудачей[1].

Городец. XIX век
Городец. XIX век

Во время нашествия Батыя Городец Волжский был разорен и оставлен жителями. Все думали, что и святой образ погиб в огне.

В 1239 году в густом лесу неподалеку от Костромы святой образ был обретен на сосне близ речки Запрудня, однако дался лишь священникам, которые пришли с крестным ходом. Отслужив молебен, священники понесли икону в город и поставили в Успенский собор. Жители Городца, бывшие на ту пору в Костроме, опознали в явленной иконе ту, что ранее охраняла их родной город[2].

Вид на колокольню и Успенский собор с берега Волги (Кострома, фото С. М. Прокудина-Горского). Собор утрачен.
Вид на колокольню и Успенский собор с берега Волги (Кострома, фото С. М. Прокудина-Горского). Собор утрачен.

Когда в 1272 году при татарском набеге вышло им навстречу из Костромы русское войско, князь Василий пошел в бой с чудотворным образом. Как гласит предание, от иконы шло сияние, слепившее и обжигавшее врагов, и были они сметены и разгромлены.

После смерти князя образ пребывал в костромском соборе Святого Феодора Стратилата.

А в 1613 году святым Феодоровским образом был благословлен на царство избранный в Москве Михаил Федорович Романов: в то время шестнадцатилетний сын попавших в опалу и постриженных Борисом Годуновым бояр Романовых. Этот день – 14 марта - царь и объявил днем памяти чудотворной Феодоровской иконы Богоматери Умиление.

Угрюмов Г. И. Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Не позднее 1800. ГРМ
Угрюмов Г. И. Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Не позднее 1800. ГРМ

В поздние времена мастера, бережно сохраняя иконографию любимейшего на Руси образа, нередко окружали его клеймами с изображениями чудес (Богоматерь Владимирская с лицевым сказанием о чудесах. Конец XV-нач. XVI вв.) или праздников, как в приписываемой Прокопию Чирину иконе Богоматерь Владимирская с праздниками (начало ХVII в., ГТГ).

В этой иконе на полях в 24 клеймах изображены важнейшие эпизоды, описанные в Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме.

Прокопий Чирин. Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми. Трехстворчатый складень. Первая четверть XVII века. ГРМ
Прокопий Чирин. Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми. Трехстворчатый складень. Первая четверть XVII века. ГРМ

Нонна Яковлева

Из книги "Русское иконописание. Благодатный образ на Руси и в России"

______________________________________

[1] Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание Святых чудотворных Ее икон, чтимых православною церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Составила София Снессорева. Ярославль, 1994. С. 122. По другим сведениям, перенести икону пытался великий князь Владимирский Юрий Всеволодович. – Чудотворные иконы Божией Матери. М., 2004. С. 143.

[2] Согласно иным сведениям, князь Ярослав-Феодор, став великим князем Владимирским после гибели брата Георгия Всеволодовича в битве с татарами на реке Сити, в 1239 году торжественно перенес его мощи в Успенский Владимирский собор, а святым образом, оставшимся от брата, благословил сына своего Александра, будущего Невского – победителя шведов и немцев, при его вступлении в брак с полоцкой княжной Брячиславой. С той поры моленный образ был всегда со святым князем Александром. До его смертного часа, который наступил 14 ноября 1263 года по дороге из Орды – в Городце, в монастыре, основанном его отцом. После этого икона перешла к младшему брату Александра – Василию Ярославичу. Православные святыни. Сост. Андрей Костин. М., 2003. С. 123.