Знаменитый извод иконографического типа Владимирской иконы Божией Матери, повторенный во множестве списков - Феодоровская икона Богоматери Умиление, явленная в 1239 году.
Согласно преданию образ этот был написан апостолом Лукою и известен на Руси задолго до монгольского нашествия. В начале XII века он находился в часовне близ селения Городец Нижегородской губернии. Попытки перенести его с этого места заканчивались неудачей[1].
Во время нашествия Батыя Городец Волжский был разорен и оставлен жителями. Все думали, что и святой образ погиб в огне.
В 1239 году в густом лесу неподалеку от Костромы святой образ был обретен на сосне близ речки Запрудня, однако дался лишь священникам, которые пришли с крестным ходом. Отслужив молебен, священники понесли икону в город и поставили в Успенский собор. Жители Городца, бывшие на ту пору в Костроме, опознали в явленной иконе ту, что ранее охраняла их родной город[2].
Когда в 1272 году при татарском набеге вышло им навстречу из Костромы русское войско, князь Василий пошел в бой с чудотворным образом. Как гласит предание, от иконы шло сияние, слепившее и обжигавшее врагов, и были они сметены и разгромлены.
После смерти князя образ пребывал в костромском соборе Святого Феодора Стратилата.
А в 1613 году святым Феодоровским образом был благословлен на царство избранный в Москве Михаил Федорович Романов: в то время шестнадцатилетний сын попавших в опалу и постриженных Борисом Годуновым бояр Романовых. Этот день – 14 марта - царь и объявил днем памяти чудотворной Феодоровской иконы Богоматери Умиление.
В поздние времена мастера, бережно сохраняя иконографию любимейшего на Руси образа, нередко окружали его клеймами с изображениями чудес (Богоматерь Владимирская с лицевым сказанием о чудесах. Конец XV-нач. XVI вв.) или праздников, как в приписываемой Прокопию Чирину иконе Богоматерь Владимирская с праздниками (начало ХVII в., ГТГ).
В этой иконе на полях в 24 клеймах изображены важнейшие эпизоды, описанные в Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме.
Нонна Яковлева
Из книги "Русское иконописание. Благодатный образ на Руси и в России"
______________________________________
[1] Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание Святых чудотворных Ее икон, чтимых православною церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Составила София Снессорева. Ярославль, 1994. С. 122. По другим сведениям, перенести икону пытался великий князь Владимирский Юрий Всеволодович. – Чудотворные иконы Божией Матери. М., 2004. С. 143.
[2] Согласно иным сведениям, князь Ярослав-Феодор, став великим князем Владимирским после гибели брата Георгия Всеволодовича в битве с татарами на реке Сити, в 1239 году торжественно перенес его мощи в Успенский Владимирский собор, а святым образом, оставшимся от брата, благословил сына своего Александра, будущего Невского – победителя шведов и немцев, при его вступлении в брак с полоцкой княжной Брячиславой. С той поры моленный образ был всегда со святым князем Александром. До его смертного часа, который наступил 14 ноября 1263 года по дороге из Орды – в Городце, в монастыре, основанном его отцом. После этого икона перешла к младшему брату Александра – Василию Ярославичу. Православные святыни. Сост. Андрей Костин. М., 2003. С. 123.