Где: Галерея искусства стран Европы и Америки Музея изобразительных искусств им. Пушкина
До какого числа: до 4 февраля 2024 г.
Совет: лучше выбрать билет из серии «Последний сеанс», но только на 18.00. За два часа выставку можно хорошо рассмотреть, послушать аудиогид и вернуться к тем картинам, которые понравились. Между тем, билет на последний сеанс обходится в два раза дешевле обычного.
Суть выставки: Испания и испанцы глазами русских художников от Ореста Кипренского до современных деятелей культуры, не всегда понятных широкой публике.
Впрочем, основная подборка - это все-таки известные и признанные мастера своего дела, вы увидите работы Ореста Кипренского, Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой, Анны Остроумовой-Лебедевой, Александры Экстер, Константина Коровина и еще многих именитых художников.
Выставка размещена в семи залах,
но они, во-первых, небольшие, а, во-вторых, неравнозначные – некоторые экспонаты просто проходишь мимо, бросив на них беглый взгляд.
Листайте:
Первый зал – представления художников об Испании,
связанные в основном с внешней атрибутикой («с гитарой и шпагой я здесь под окном»). Представления же эти навеяны рассказами побывавших в Испании редких счастливцев, потому что до середины 19 века Испания – страна непознанная для русского человека. Один из них – Николай Борисович Юсупов (портрет в начале публикации), посетивший Испанию по велению Екатерины Второй. Именно его рассказами проникся Пушкин, когда писал свои «испанские напевы» - и «Инезилью», и «Каменного гостя», и другие прочие.
Следующий зал – «Письма из Испании»
- это уже работы тех, кто в Испании бывал, живал и писал прямо там же, с натуры или под впечатлением. Открытием для меня стали нежные акварели Василия Сурикова, которого мы привыкли воспринимать как мастера эпохальных исторических полотен, и изумительные акварели Романа Клейна, архитектора, сочинившего здание Пушкинского музея и еще много знаменитых московских зданий.
Листайте:
Суриков отправился в испанскую поездку не один, а вместе с зятем, Петром Кончаловским, который настолько проникся к этой далекой, но такой близкой ему по темпераменту стране, что написал целую серию работ, посвященных «испанскому характеру» (так называется следующий зал) – вот бесстрашный матадор, рядом – неистовые танцоры фламенко, дальше – бой быков, сплошная экспрессия.
Листайте:
Необыкновенно стильная испанка в технике пошуар – работа Наталии Гончаровой (внучатой племянницы Наталии Николаевны Гончаровой, названной в ее честь).
Гончарова вместе с мужем Михаилом Ларионовым отправилась в Мадрид в 1916 году, чтобы оформлять спектакли дягилевских «Русских сезонов». Испанская эстетика и пассионарность так поразили художницу, что испанская тема осталась в ее творчестве навсегда.
«В Испании Гончарова открывает черный цвет, черный не как отсутствие, а как наличность… как цвет и как свет. Здесь же впервые находит свою пресловутую гончаровскую гамму: черный, белый, коричневый, рыжий», - так напишет дружившая с художницей Марина Цветаева.
Гончарова возникает и в следующем зале («Испанка», эскиз костюма, 1916 г.), где показывают эскизы костюмов к спектаклям на испанские темы.
Очень любима Испания во времена «Серебряного века». Можно долго рассматривать эскиз декораций балета Минкуса «Дон-Кихот», написанный Константином Коровиным для Мариинского театра в 1902 году.
Прежде, чем начать разрабатывать «испанскую тему», Коровин много путешествовал по Испании. Вот как он вспоминал испанское веселье:
«Пели все. Женщины танцевали под пение, стучали каблуками, гордо и серьезно шли одна за другой. В этом была Испания – я нигде не видел такого танца. Но почему, несмотря на другую природу, обстановку, весь иной лик я чувствовал себя, будто я в Москве? В чем дело? И вдруг понял, в чем похожи испанцы на нас: в радушии и разгуле. Казалось, что и здесь какой-то вечный праздник, точно никто ничего не делает, как и у нас…». Мда, интересное мнение, хоть и спорное.
В разрухе 1923 года об Испании тоже не забывают: Вторая студия МХТ заказывает Александре Экстер костюмы к спектаклю «Дама-невидимка».
Листайте:
Правда, на сцену им выйти не суждено: отправившись в 1924 году вместе с подругой Верой Мухиной в Италию оформлять советский павильон на Венецианском биеннале, Экстер на родину не вернулась, и заказ передали другому художнику. Костюмы были с блеском исполнены гениальной Надеждой Ламановой.
Отдельный зал посвящен Дон-Кихоту
(номер пять, он так и называется «Размышления о Дон-Кихоте»). Там представлены вовсе даже не иллюстрации к прославленному роману, а полноценные полотна, навеянные образом незабвенного идальго. Интересно сравнить несравнимое, скажем, классического, написанного в 1888 году Дон-Кихота художника Степанова
и «Сражение с ветряными мельницами» Анатолия Зверева 1979 года написания.
Не обошли стороной и трагедию Гражданской войны в Испании -
зал 6 «От драмы к трагедии».
Притягивает взгляд неожиданная работа – картина-пэчворк Ф. Щербаковой «Героини Республиканской Испании. Подарок XVIII съезду ВКП(б)» (1939 г.), выполненная из хлопчатобумажной и шелковой ткани с вышивкой шелковыми нитями, с росписью и реальной пластмассовой пряжкой на поясе одной из героинь.
Листайте:
Тут же - работа П. Васильева «Митинг на стадионе «Динамо» по вопросу о помощи Испании», 1936 г. На этом митинге, собравшем сто тысяч человек, в поддержку республиканцев выступили все слои населения вплоть до Василия Качалова (а попробуй не поддержи), и именно после этого началась масштабная помощь антифранкистам.
И, наконец, последний зал – творения современных художников.
Что-то неожиданно (не сказать, что хорошо), как вот такая пародия на старика Веласкеса, сделанная из упаковочной ленты,
Листайте:
а что-то до оскомины банально.
Но, впрочем, у вас может быть и другое мнение.
В любом случае, стоит пойти и посмотреть.