Последний день 5-го этапа Гран-при России ознаменовался триумфом Петра Гуменника, который первым в истории российских турниров преодолел отметку 300 баллов за две программы.
Рекорды настоящие и рекорды выдуманные
До сих пор этот рубеж у нас покорялся только Михаилу Коляде – на неофициально-коммерческом Кубке Первого канала-2021 ему насыпали 300,44. Но, во-первых, у Гуменника сейчас все равно вышло побольше (на 22 сотых – и тем не менее), а во-вторых, официальных свидетельств достижения Коляды 2,5-летней давности в природе не существует. Протоколы тогда если и велись, то не публиковались абсолютно точно. Итоговая сумма есть, из сохранившейся видеозаписи, но как и из чего она сложилась – неведомо. Тайна покрытая мраком.
Хотя кто видел, те должны помнить: «коммерческие» триста баллов Коляды взялись от безудержного надувания оценок всеми мыслимыми способами, от незамеченных помарок до кучи «десяток» за компоненты. Не ему одному – там завышали всем подряд. Видимо, полагая, что это придаст новому на тот момент мероприятию пущей значительности.
Если же брать «нормальные» турниры, то здесь наивысшие баллы опять же были у Коляды: 298,49 на сомнительном Мемориале Панина осенью 2022-го (в Петербурге любят «насыпать лишнего» своим фигуристам) и его же 296,15 с чемпионата России-2020/21. Это уже теплее, хотя без «десяток» тогда тоже не обошлось.
Сейчас в Самаре судили, слава богу, иначе. Вообще с этого сезона наши выставители оценок взялись за ум и прекратили заочную «гонку вооружений» с международными турнирами, куда нас второй год не пускают из-за санкций. Надувать баллы здесь, чтобы создать иллюзию нашего превосходства в заочном состязании, — жуткая глупость. Самим фигуристам это только вредило.
Похоже, что теперь с этой практикой покончено. На прошлой неделе в Казани судьи «зарубили» саму, прости господи, Камилу Валиеву, жестко наказав ее за редкое нарушение правил (два каскада-секвенции вместо разрешенного одного) и засчитав ей хореографическое скольжение по льду, как падение. И это была не единичная «показательная порка», судить действительно стали на порядок строже, практически как положено.
Взять того же самарского Гуменника. Вчера в короткой программе арбитры не постеснялись записать ему недокрут, а сегодня повторили эту придирку дважды – опять на четверном ритбергере и на одном из тройных акселей. И компоненты ставили не безумные, а разумные, в районе 9-9,5. Одна судья №2 Ирина Ильина не удержалась и «по старинке» зажгла 10,0 за представление произвольной, но ее взбрык в зачет не пошел – высшая и низшая оценки, как известно, отбрасываются.
И вот поди ж ты – судейские строгости вовсе не помешали Гуменнику пробить трехсотбалльное «небо». Пять четверных они, знаете ли, и в Африке пять четверных – пусть с мелкими помарками (см. выше), но именно что с мелкими. Внешнее впечатление: два проката один чище другого. И теперь Петя знает, что его 300 – настоящие, не выдуманные.
Савосин снова удивил
Дали бы ему столько на Гран-при ISU? Ну, три сотни – все-таки вряд ли, а вот 290 – очень даже запросто. Что, на секундочку, уровень пьедестала чемпионата мира. Не золотой его ступени, но серебряно-бронзовых – наверняка. Кстати, международный рекорд для российских одиночников, установленный Марком Кондратюком на победном ЧЕ-2022, равняется 286,56. С теми же пятью квадами, только попроще, сальховами-тулупами.
Так что все сходится. Осталось добавить шестой четверной (скажем, лутц, которым Гуменник тоже владеет), дождаться конца санкций — и вперед. Бодаться с Его королевским величеством Семой Уно и Его принцевским высочеством Ильей Малининым. Тем более, что Гуменник не просто прыгает, а катается красиво. Настоящий Дориан Грей!
Не забудем отметить Романа Савосина, который к серебру уфимского этапа в октябре добавил втрое, самарского «разлива». Здесь он выступил еще лучше, можно сказать, по-чемпионски: на пять четверных – один мини-недокрут. Побороться с космическим Гуменником помешали сдвоенный тулупчик в каскаде и отсутствие второго трикселя, но любого другого соперника Савосин сегодня обыграл бы. И главное, два классных турнира – совсем не то, что один, это уже показатель стабильности. Отпали последние сомнения в том, что в России стало одним топ-фигуристом больше.