Друзья, продолжаю рассказывать о впечатлениях и мыслях по ходу чтения "Анны Карениной".
Во второй и третьей части романа Левин и Кити ещё не вместе. Она поправляет здоровье за границей, он ищет способы эффективно вести хозяйство. Но при всей непохожести их занятий и исканий есть нечто общее - оба разочаровываются в хороших делах, потому что "своя рубашка ближе к телу".
Быть как Варенька
На водах, куда отправилось семейство Щербацких, у Кити появляется объект восхищения - Варенька.
Действительно, это само совершенство. Варенька состоит сиделкой при воспитавшей её мадам Шталь, но помогает не только ей.
Варенька всегда занята, все спешит к кому-то - там сгладит конфликт, там помогает укладывать багаж. К ней тянутся дети, а взрослые называют ангелом.
Девушки становятся друзьями и Кити узнает, что у Вареньки была своя сердечная драма и утешение она находит в религии и служении людям.
Эти семена не могли упасть в более благодатную почву). Кити открывается новый мир духовной жизни и помощи несчастным. Она читает Евангелие и ухаживает за больным живописцем Петровым.
Но доброе дело заканчивается ссорой между супругами Петровыми, потому что художник влюбляется в Кити. И лучше ей в их доме не появляться.
И поделом мне, поделом мне! - быстро заговорила Кити, схватывая зонтик из рук Варенька и глядя мимо глаз своего друга. <...> - Поделом за то, что всё это было притворство, потому что это всё выдуманное, а не от сердца. Какое мне дело было до чужого человека? И вот вышло, что я причиной ссоры и что я делала то, чего меня никто не просил.
Не получилось у Кити быть Варенькой. Не для неё это общество тяжело больных, умирающих, нельзя полюбить доброе дело волевым усилием.
Значит ли это, что Кити не может помогать ближнему? Ничего подобного. Когда у Долли дети заболели скарлатиной, она переехала к сестре и выхаживала всех шестерых. И умирающему Николаю Левину её заботами хоть ненадолго стало легче.
Просто это дети родной сестры, брат родного мужа, а не абстрактные "ближние", не чужие страдающие люди.
Почему Левин от земства отказался
Ещё в первых эпизодах романа Левин говорит и Стиве, и Кознышеву, что земство пустая затея и он в эти игры больше не играет.
Но лишь в третьей части из спора Левина с братом можно подробно узнать причину.
И, раз уж Сергей Иванович Кознышев так комфортно тут расположился, расскажу, почему терпеть его не могу).
Старший Костин брат - знаменитый философ, знакомством с которым гордятся. Но что он за человек?
📌 Кознышев лицемер. Кода Константин говорит брату, что собирается косить, Сергей Иваныч отзывается: "я очень люблю эту работу".
Ну, любишь - на, коси с братом, не отказывай себе в удовольствии! Но Сергей Иваныч даже на брата посмотреть не пришёл.
Когда едут они к месту рыбалки, только и слышно, как Сергей Иваныч восхищается природой. И тут же просит подвезти себя к реке через луг, не понимая, что брату жалко мять траву.
📌 Левин уважает брата за ум и образованность.
Кознышев же относится к брату снисходительно - славный малый, но с ним даже спорить неинтересно. Ещё лезет о философии рассуждать!
Хотя Левина никак нельзя упрекнуть в недостатке образования или ума. В отличие от брата, он практик, все знания прикладывает к своей жизни. Не признает авторитетов, до всего доходит своим умом.
📌Кознышев мыслит шаблонами. Его представления о народной жизни и отношение к мужикам сложились раз и навсегда - и он много рассуждает, как знает и любит народ.
Левин понятия не имеет, любит ли он народ. Он относится к мужикам, как и к людям вообще. И столько же их знает, как вообще человечество.
📌 Чуткий Левин весь извелся, что вынужден оставлять брата одного, чтобы заниматься делами. Кознышеву же в голову не приходит, что хозяйство постоянно требует работы. Что ты, говорит, все ходишь по жаре)).
Возвращаемся к земству
На момент написания романа земские учреждения появились не так давно, Толстой затронул очень актуальную для своего времени тему.
Дело благое - устроить для народа школы, больницы, мировые суды, улучшить дороги, мосты построить. И казалось бы, думающему, порядочному человеку Левину туда прямая дорога.
Но Левин не видит, как можно оказывать всем врачебную помощь при уездных расстояниях и в рабочую пору. Посылать своих детей в школы крестьяне не хотят. Мосты как построят, так и украдут. В конечном счете на земские деньги будет наживаться шайка управленцев.
А главное - Левин не видит выгоды для себя лично.
Я думаю, что двигатель всех наших действий есть все-таки личное счастью Теперь в земских учреждениях я, как дворянин, не вижу ничего, что бы содействовало моему благосостоянию.
Левин не собирается ни с кем судиться, ему не выгоден образованный работник, он не верит в медицину и не обращается к врачам.
А как же он без личного интереса поддерживал отмену крепостного права?
- Освобождение крестьян было другое дело. Тут был личный интерес. Хотелось сбросить с себя это ярмо, которое давило нас, всех хороших людей.
Это я все к чему?
И Кити, и Левин приходят к тому, что благие дела без личной выгоды не для них. И я с ними солидарна. Может, и есть альтруисты, но это скорее исключения.
Остальным лучше заняться своим делом, своей семьей, навести порядок в своем маленьком мире - глядишь, и в большом порядка будет больше.
Такие мысли.
===================================================
Спасибо всем, кто мужественно дочитал).
Все впечатления о романе собраны здесь: